Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области возбудило дело в отношении владелицы крупного торгового комплекса «Тандем» на Полушкиной роще. Камнем преткновения стала «Акция на Тандеме. Подарки на сумму 5 000 000 рублей».
Долгое время с экранов телевизоров ярославцам бодрым голосом рассказывали о супервыигрышах, которые ждут покупателей в торговом центре «Тандем». Наверное, кто-то даже устремился за ними или по крайней мере при выборе места покупки того или иного товара остановил свой выбор на магазине, где еще и свою везучесть проверить можно.
Однако УФАС установило, что в рекламе не указан источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, о количестве призов, о сроках, порядке и месте их получения (статья 9 ФЗ «О рекламе»). Кроме того, реальные сроки проведения акции не соответствовали установленным. Все это не может не наводить на определенные мысли о том, существовала ли вообще вероятность выиграть что-либо.
Вступив в рыночные отношения, российский бизнес быстро научился различным стимулирующим мероприятиям. Скидки, распродажи, лотереи и суперпризы... Все это стало привычным и даже несколько навязчивым рекламным трюком. А между тем ни потенциальные потребители такой рекламы, ни даже ее авторы и организаторы не задумываются о том, что при любом розыгрыше призов речь идет о лотерее, то есть о мероприятии, регулируемом финансовыми органами. А это значит, что должны соблюдаться определенные юридические нормы, а сама лотерея не может смахивать на обычный лохотрон.
«Организаторы рекламных компаний обычно не задумываются о юридической стороне вопроса. Особенно этим грешат небольшие фирмы, где и специализированного менеджера по рекламе в штате нет, – рассказывает адвокат Анатолий Минаев. – Руководителям торговой точки важно заманить покупателя любой ценой, а о последствиях они чаще всего не задумываются, в том числе и из-за юридической безграмотности. Я уже не говорю о тех случаях, когда призы вообще не предполагались, деньги на них не выделялись, и никакого розыгрыша не планировалось в принципе».
На самом деле подобные акции не так уж и невинны, ведь немало еще доверчивых людей, которые «покупаются» на подобную рекламу и, к примеру, переплачивают за товар. Чаще всего выиграть что-либо хотят как раз малообеспеченные люди, так что недобросовестная реклама может иметь для них и материальные последствия.
УФАС уже не первый раз обращает внимание на акции, подобные той, что проходила в «Тандеме». Не так давно комиссия Управления признала ООО «Ю Н Про плюс» – владельца кафе «Toys» на ул. Свободы также нарушившим закон о рекламе. В этом кафе проводилась лотерея под названием «Новый год прошел – подарки остались!».
Реклама размещалась на столиках кафе «Toys» и содержала только правила участия в лотереи: оплатите счет в кафе на сумму не менее 1500 рублей и сможете получить денежный приз в размере удвоенной суммы чека во второе и четвертое воскресенье месяца. То есть отсутствовала информация о сроках проведения лотереи, об организаторе лотереи и количестве выигрышей. Комиссия Ярославского ФАС посчитала, что отсутствие этой части информации могло вводить потребителей рекламы в заблуждение, что недопустимо. В ходе рассмотрения дела ООО «Ю Н Про плюс» добровольно устранило нарушение, но тем не менее обществу грозит административная ответственность. Часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусматривает штраф в размере 100 000 – 500 000 рублей.
Я никогда не покупаю товар, который рекламируется подобным образом, – говорит ярославна Анна Прохоренко. – Если розыгрыш действительно проводится, то все «сумасшедшие» суммы призов – в цене товара. А если нет, то организаторы – мошенники, и я у них ничего покупать не хочу. Это западная практика. Но с учетом российской действительности только очень крупные компании могут реально позволить себе такие акции. Меня такая реклама скорее настораживает, чем привлекает.