Дороги и транспорт Продажа троллейбусного депо мнение Не по делу в Ярославле закрывают троллейбус. Мнение экономиста о закрытии маршрута

Не по делу в Ярославле закрывают троллейбус. Мнение экономиста о закрытии маршрута

Публикуем мнение Дениса Харитонова об электрическом транспорте

Денис Харитонов считает, что экономика троллейбуса в Ярославле искажена

Перед тем как закрыть в Ярославле троллейбус 8-го маршрута, власти сообщили — он убыточный. Экономический аналитик Денис Харитонов считает, что власти лукавят, когда говорят подобные вещи. Он попытался просто объяснить экономическую целесообразность, разбив проблему на два подвопроса — бухгалтерский и организационный. Публикуем его мнение.

Бухгалтерский


  • интересно было бы посмотреть финансовый результат (прибыль/убыток) по маршруту № 8 в разрезе кварталов за прошлый и позапрошлый годы, учитывая то, что с 1 октября проезд в Ярославле повысили сразу на 5 рублей — до 28 рублей за поездку. Допускаю, что в четвёртом квартале 2019 года финансовый результат мог значительно улучшиться после повышения стоимости проезда;

  • как осуществляется бухгалтерский учёт общепроизводственных и общехозяйственных расходов предприятия Яргорэлектротранс (условно говоря, содержание административного аппарата и депо)? Если эти расходы разбиваются по маршрутам, то закрытие маршрута не сможет в полной мере уменьшить сумму убытка по всему предприятию, так как доля этих расходов с 8-го маршрута перераспределится на другие маршруты. Вообще, это классическая проблема сокращаемых сетей электротранспорта в городах России. Когда маршрутов остается мало, проще становится закрыть всю сеть;

  • вполне возможно, что большинство маршрутов муниципального общественного транспорта в Ярославле является планово-убыточными, поэтому выделять среди них отдельно 8-й маршрут троллейбуса и говорить о его убыточности некорректно.

К сожалению, в интернете отсутствует актуальная бухгалтерская отчётность Яргорэлектротранса и детальные пояснительные записки к ней, что ограничивает права жителей на получение информации о финансовом состоянии одного из важнейших предприятий города.

Организационный


Электротранспорт — экономически более эффективный вид транспорта в силу того, что износ двигателя и корпуса троллейбуса и трамвая происходит медленнее, чем автобуса, а электроэнергия стоит дешевле, чем бензин или дизельное топливо.

Но реальная экономическая эффективность маршрутов общественного транспорта зависит, прежде всего, от организации системы работы общественного транспорта в городе в целом. Если троллейбус из-за плохого состояния контактной сети, стрелок или каких-то ещё препятствий едет медленно, а впереди едет маршрутка и едет быстро, то тогда пассажиры предпочитают маршрутки.

К тому же выбрать троллейбус пассажиру мешает архаичная система оплаты проезда в городе, когда человек не может в течение разумного периода времени (60 минут, к примеру) сделать бесплатную пересадку с одного вида транспорта на другой или купить проездной билет на сутки или неделю на неограниченное количество поездок.

Ещё один фактор, снижающий выручку конкретно на 8-м маршруте троллейбуса, это то, что данный маршрут доходит только до остановки «Ул. Волгоградская», в то время как высотный жилой массив Дзержинского района продолжается далее до остановки «15-й микрорайон». Власти города давно уже должны были продлить маршрут троллейбуса до конца Дзержинского района.

Отдельно следует упомянуть, что недавно городские власти назначили автобусный маршрут № 97с и изменили маршрут автобуса № 42, которые стали практически полностью дублировать маршрут 8-го троллейбуса. Вероятно, это могло быть сделано абсолютно намеренно, чтобы облегчить задачу по закрытию 8-го троллейбуса и депо на улице Городской вал.

Все вышеперечисленные факторы не значат, что город должен уступать дорогу экологически вредным и некомфортабельным для пассажиров (особенно беременных женщин, пассажиров с детьми и пенсионеров) маршруткам и автобусам. Это значит, что троллейбусную сеть нужно привести в порядок, сделать современную систему оплаты проезда и продлить линию 8-го троллейбуса до остановки «15-й микрорайон». Но даже если и после этого маршрут останется убыточным, это не может быть причиной для его закрытия, так как город не обязан зарабатывать на общественном транспорте, приносящем пользу всем горожанам, и может финансировать его за счёт бюджета.

Закрытие маршрута электрического транспорта в городе Ярославле пошло бы в противовес мировым тенденциям по экологизации городской среды, и, надеюсь, что мы, ярославцы, не позволим осуществить такой план.

От редакции: коротко о ситуации с троллейбусом

В Ярославле продают троллейбусное депо в центре города под строительство жилого комплекса. Здесь подмосковная компания построит две высотки. Мэр Владимир Волков уверяет, что это выгодная для города сделка. Но эксперты возразили — это может погубить электротранспорт. На что власти снова успокоили — никаких изменений из-за переноса депо не произойдёт. Однако недавно стало известно, что процесс привёл к сокращению троллейбусных маршрутов. А всё из-за того, что не успели оборудовать под троллейбусы трамвайное депо на Ленинградском проспекте и будут переводить депо № 1 с улицы Городской вал в депо № 2 на улицу Гагарина. На днях в защиту ярославского троллейбуса высказался депутат Государственной думы России.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем