Россия является лидером по объему введенных торговых площадей в Европе по итогам первого полугодия 2011 года. В лидерах − Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург, Ярославль и Казань.
Согласно отчету консалтинговой компании Cushman&Wakefield, практически 1/5 всего европейского объема торговых площадей была построена в России. При этом более трети новых торговых площадей приходится на Москву. В первой пятерке также Новосибирск, Санкт-Петербург, Ярославль и Казань. За первое полугодие 2011 года в стране было построено и сдано в эксплуатацию 404 тысячи квадратных метров торговой недвижимости. По мнению аналитиков, Россия останется лидером по итогам 2011-2012 годов, построив за этот период 2,9 млн квадратов торговых площадей.
Этой осенью два ярославских торговых центра вошли в топ-100 торговых центров России. Это ТРЦ «Альтаир» и ТРК «Ярославский Вернисаж». Презентация рейтинга прошла в рамках пятого Международного инвестиционного форума по недвижимости PROEstate в Санкт-Петербурге. Исследование проводили специалисты Гильдии управляющих и девелоперов.
Активное развитие торговой недвижимости Ярославля началось в 2004 году. На главных магистралях города стали появляться первые профессиональные объекты. ТЦ «Петровский пассаж» был первым в ряде многочисленных на сегодняшний день торговых центров города. В 2004 году еще не искушенному ярославскому покупателю был преподнесен ТЦ «Космос 1» в Дзержинском районе, за ним последовал ТЦ «Космос 2» в том же месте и ТЦ «Космос 3» в Заволжском районе. В 2005 году в Ярославле открылся ТЦ «Фараон» во Фрунзенском районе. Далее количество квадратных метров торговой площади в Ярославле только увеличивалось. Сейчас, по данным ShopAndMall.Ru, общий объем качественной торговой недвижимости Ярославля составляет порядка 450 тысяч кв. м. На данный момент рынок Ярославля близок к насыщению торговыми площадями, однако их качество порой оставляет желать лучшего.
«На фоне гигантов торговой недвижимости города (Альтаир, Рио, Вернисаж, Глобус и др.) коммерческие площади торговых центров более ранней постройки (Петровский Пассаж, Космос, Меркурий, Волга и других) выглядят более чем скромно, – поясняет аналитик АН «Метро» Анна Максимова. – Если торговые центры, находящиеся в самом центре города, выигрывают за счет своего расположения, то недвижимость в других районах проигрывает своим большим собратьям. Пройдясь, к примеру, по ТЦ «Петровский пассаж» можно обнаружить многочисленные пустующие помещения с надписями «Наша фирма переехала в ТЦ Альтаир», даже такой раскрученный ТЦ как Фараон до недавнего времени также испытывал трудности, связанные с недостатком арендаторов».
Распределение качественных торговых центров по территории города неравномерно. В ряде районов города ощущается дефицит современных торговых площадей, который частично исправлен с вводом в эксплуатацию ТЦ «Рио» на Тутаевском шоссе.
«Девелоперы сегодня вкладывают средства в проект достаточно осторожно, – считает экономист Игорь Демченко. – При заполняемости ТЦ не более чем на 70% на проекте можно ставить крест, так как не будет ожидаемого среднего чека».
Между тем основная масса торговых центров сосредоточена в Кировском районе Ярославля – деловом центре города. Торговля в Кировском районе развита в самых разных формах – здесь присутствуют непродовольственные, продовольственные магазины, крупные торговые центры, рынки и точки мелкорозничной торговли. Наименее обеспеченными торговыми площадями остаются Ленинский и Красноперекопский районы. В Ленинском районе это объясняется старой застройкой с неподходящими для крупных торговых точек площадями. В Красноперекопском районе большинство магазинов располагаются на первых этажах жилых зданий и в отдельно стоящих постройках.
Цены аренды и продажи торговой недвижимости выше, чем офисной. Таким образом, собственник здания вынужден отдавать львиную долю помещений под торговые цели. Объект должен находиться в хорошем месте, с надежными современными коммуникациями, достойной репутацией и так далее.
Эксперты отмечают рост спроса и на приобретение торговых помещений в собственность.
«Спрос на приобретение небольших торговых модулей на сегодняшний день не удовлетворен – по той причине, что основной объем маленьких площадей сосредоточен в небольших торговых комплексах в центральной части города Ярославля, находящихся либо в частной, либо в муниципальной собственности, и в основной своей массе сдающихся в аренду, – говорит риелтор Елена Евсеева. – Многочисленные небольшие компании не всегда имеют возможность арендовать помещение в большом торговом центре, ведь его владельцы зачастую предпочитают иметь дело с сетевыми операторами, занимающими значительные площади».
Основные арендаторы в региональных ТРЦ – федеральные игроки. Это различные федеральные сети: и крупные (форматом от 1000 кв. м), и мелкие магазины. Высокий уровень развития продуктового ритейла в Ярославле обусловлен присутствием в городе почти всех основных федеральных и международных игроков.