Руководитель службы охраны объектов культурного наследия в Ярославской области Анна Рожкова высказалась после ЧП с усадьбой Вахрамеева. Памятник федерального значения полыхал в субботу, 9 сентября, на улице Ушинского. А до этого — долгое время (больше года) стоял заброшенный, но в него мог проникнуть кто угодно.
Ответственность за сохранность здания — у федеральных властей. У кого именно, ответить чиновница не смогла. Этот вопрос предстоит выяснить. Публикуем пост Анны Рожковой:
— Вчера произошло трагическое событие, которое сразу попало в федеральную повестку: горела усадьба XIX века в самом центре города. Про нее неоднократно писали средства массовой информации, а Министерство культуры Российской Федерации неоднократно напоминало законному владельцу о его обязанностях по поддержанию объекта в надлежащем состоянии.
Когда я сегодня утром осматривала памятник архитектуры, то четко осознала тот факт, что никакие контрольно-надзорные мероприятия не являются панацеей и не гарантируют сохранность.
P. S. Может быть, более-менее себя оправдывает изъятие. Но куда изымать объект, который и так в федеральной собственности?
Ведь достаточно избавиться от любых ликвидных активов и финансовых средств, чтобы назначенные судом штрафы перешли в разряд безнадежных, а решения о понуждении к проведению работ не исполнялись (без какой-либо «вины»).
«Особенно печально, когда в состоянии запустения оказываются памятники, находящиеся в государственной собственности»
Глава службы ОКН напомнила слова губернатора о том, что область заинтересована в вовлечении в хозяйственный оборот объектов культурного наследия.
— Но Росимущество, увы, не видит нас даже в роли посредников с потенциальными инвесторами. И мы вновь ходим по кругу и вспоминаем Лопе де Вега с его знаменитой комедией. Что должно произойти еще, чтобы ситуация изменилась? Сколько объектов должно пострадать? И закономерный вопрос: кто следующий? Здание присутственных мест? — задается вопросами Рожкова.
В здании, построенном в XIX веке до пожара сохранилось немало элементов (несмотря на перепланировку): розетки под люстры на потолках, резная деревянная лестница, роскошный камин. Многое сгорело. В последние годы усадьба стояла заброшенной, ранее в ней располагался военный комиссариат по Кировскому, Красноперекопскому и Фрунзенскому районам Ярославля.
По данным Анны Рожковой, на 2020 год здание еще находилось в ведении Минобороны. Но с тех пор собственник мог смениться (например, передали его Росимуществу). Точных данных нет, в силу разделения полномочий ярославские власти не могут повлиять на ситуацию, так как усадьба находится в федеральной собственности.
Редакция 76.RU направит запрос в Министерство культуры РФ, чтобы выяснить судьбу исторической усадьбы Вахрамеева и ответственных за ее состояние. Согласно выписке из Единого реестра госнедвижимости, сформированной сервисом «Контур.Фокус», на 1 сентября 2022 года усадьба значилась в собственности Военного комиссариата Ярославской области. Отчет о текущем владельце этого здания недоступен из Росреестра.
Мы публиковали кадры, сделанные общественниками изнутри дома после пожара.