В Ярославской области полицейские пошли на отчаянный шаг — они пытаются спасти жертв мошенников прямо у банкоматов, куда те приходят, чтобы перевести преступникам свои деньги.
За неделю почти 6 миллионов
Случаи, когда обманутые преступниками жители региона лишаются своих накоплений, происходят практически каждый день. Причем жертвами злоумышленников становятся как пожилые люди, так и молодежь. Только за одну неделю апреля, по статистике регионального УМВД, с заявлениями о телефонных мошенничествах обратились 23 жителя. Они перевели преступникам 5 миллионов 750 тысяч рублей.
— В последнее время очень распространена схема, когда мошенники звонят людям, представляются сотрудниками банков и говорят, что на человека кто-то оформил кредит. Чтобы отменить это, жертв просят выполнить определенные действия — в результате деньги списываются с их счетов, — рассказали в УМВД России по Ярославской области.
В полиции говорят, что активно ведут профилактику таких преступлений. В том числе это происходит и у банкоматов, которые находятся в поле зрения сотрудников внутренних дел. По словам правоохранителей, человека, который общается с мошенниками, можно легко вычислить — он очень волнуется, не выпускает телефона из рук. Полицейские подходят к таким людям и разъясняют, что их могут обмануть.
Одной жертвой меньше
Эффект, как говорят в полиции, есть. Например, в начале апреля инспектор отдела по делам несовершеннолетних по Ярославскому району Екатерина Шарапова спасла от мошенников пожилую женщину. Жертва подошла к банкомату, разговаривая с кем-то по телефону и явно намереваясь перевести деньги. Екатерина спросила, что происходит.
— Женщина рассказала, что общается по телефону с представителями правоохранительных органов, а до этого ей звонили из банка. Злоумышленники убедили ее в том, что на ее имя оформлен кредит и ей необходимо перевести на определенные счета сумму в 199 тысяч рублей, чтобы в дальнейшем привлечь мошенников к уголовной ответственности, — рассказали в полиции.
Екатерина объяснила женщине, что та, скорее всего, подверглась атаке мошенников, и убедила не переводить деньги. Эта история закончилась благополучно.
Но, к сожалению, не всегда такие беседы приносят ожидаемый результат. Как говорят полицейские, бывает, что жертва так доверяет мошенникам, что по их указанию обманывает правоохранителей — говорит, что общается с кем-то из родственников. Свою ошибку люди осознают только тогда, когда деньги уже сняты с их счета.
Как не попасться на удочку мошенников
Мошенники под любым предлогом попытаются вынудить назвать вас конфиденциальные данные — номер карты или банковского счета, PIN-код, CVV/CVC-код (трехзначное число, расположенное на оборотной стороне банковской карты), коды из SMS-сообщений — либо перевести деньги на «безопасный счет». Чтобы сохранить при себе свои деньги:
не выполняйте указаний незнакомых людей, касающихся вашей банковской карты или банковского счета;
не переводите деньги незнакомым людям ни под каким предлогом;
никому не называйте конфиденциальные данные банковской карты.
если позвонившие представились вам сотрудниками банка, службой безопасности банка, сотрудниками полиции и в ходе общения у вас появились какие-либо сомнения, прекратите телефонный разговор. Проверить, что действительно происходит с вашим счетом, можно при личном посещении отделения банка или позвонив в банк по телефону горячей линии, указанному на обратной стороне карты.
если вы видите человека, который, по вашему мнению, общается с мошенниками, вы можете сообщить об этом в полицию по номеру 02.