Город истории

«На своем ли я месте?» Как на старинной фабрике запустили экскурсии по самим себе

На действующем производстве в Ярославле придумали радиоспектакль о прошлом и будущем

Фабрика приглашает танцевать

Текстильная фабрика на Красном Перекопе в Ярославле со стороны может показаться большой старой черепахой — жива ли, старушка? Есть ли еще силы? Щекотно ли ей от пробивающихся сквозь стены молодых березок? Видит ли она, как в трещинах асфальта жизнерадостно ежится зеленый мох?

Фабрика жива. Большая часть 160-летних корпусов занята оборудованием и производством. Некоторые в аренде у бизнеса. За тяжелым панцирем фабрики бьется железное сердце — такое же старое, но мощное. Здесь работают. Руками. В будни сюда приходят рабочие, здесь слышен не стук клавиатур, а гул станков.

На этой фабрике участники культурного центра Textil придумали такую штуку — по выходным по цехам проводить экскурсию с радиоспектаклем. В бывшем зале паровых машин — музейная экспозиция. Весь проект — большей частью на средства грантов, в том числе президентского.

Видео: Елена Вахрушева
Так выглядело производство раньше

Терешкову не покажут


Фабрика, сейчас как будто скромно притулившаяся с краешку города, когда-то была огромным производством-городом. И основатели, и владельцы, к которым она переходила позже, не зная понятия «социально ответственный бизнес», по сути, им и занимались — вокруг фабрики строились инфраструктура и жилье. В дореволюционные времена стояли грохот, шум и гам. Чтобы выткать вручную рисунок на салфетке, рабочие выкрикивали друг другу номер нитей (пронумерованы были руки). Сбился, не расслышал — работа насмарку. Хоть на минуту можете представить себя на такой работе?

Производство работает и сейчас

Фабрика стала развиваться с первой половины XVIII века, когда была основана ярославская полотняная мануфактура. Здесь производили широкие полотна — тогда Петру Первому для флота понадобились паруса. Кроме того, фабрика производила скатерти и салфетки, которые лежали на императорских столах. Качество было столь высоким, что ткани ярославской мануфактуры покупали англичане. Ставили свои клейма и продавали уже как английскую ткань — иногда даже обратно в Россию. Основатель фабрики Иван Затрапезнов известен тем, что именно при нём была изобретена ткань «затрапеза». Из неё шили домашнюю одежду. Оттуда и пошло выражение — затрапезный вид.
На фасаде предприятия висит памятная табличка — здесь за станком в свое время работала Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт.

Меньше всего нам, приехавшим сюда в воскресенье, хотелось, если честно, слушать учебник истории. Или смотреть станок, на котором работала Валентина Терешкова до того, как героически улетела в космос.

Вниманием Валентину Владимировну всё же не обошли
Космос рядом

Станок нам не показали. Про Терешкову не рассказали. А выдали наушники и повели вдоль конвейера — мимо станков, катушек с нитями, мешков с топорщащимся хлопком, мимо тяжелых вентилей, цепей. В ушах — голос путеводителя. И мы оказались на стыке времен — всё вокруг говорило о давней большой истории и одновременно напоминало — здесь и сейчас тоже есть жизнь, тоже кипит работа. Ботинки нынешних рабочих топчут те же полы, что топтали их предшественники столетия назад.

Так начинается радиоспектакль
По «венам» фабрики слушателей водит гид

Очарование несовершенства

Как вообще директор фабрики согласился пускать посторонних на производство? Ходить-то предлагается по действующим цехам. Пришлось много и долго разговаривать.

— В 2007 году на этой площади мы предложили руководству на один день открыть ворота, — рассказывает руководитель проекта Юлия Кривцова. — Положили танцевальный линолеум. Был концерт, спектакль ярославских и французских актеров, были выставки, видеопоказы. Мы вернулись сюда в 2013-м. И пришли к директору уже с долгосрочным проектом. Взяли в аренду бывший хлопковый склад — для встреч горожан. Всё было очень просто — встречи, общение, ярмарки, выставки. Стали рассказывать историю района. Так и получился проект Textil. И за семь лет происходящие там мероприятия стали городской традицией. К нам приезжают за опытом — специалисты изучают на нашем примере, как можно что-то менять в своем городе.

Станки как замысловатые музыкальные инструменты

Мы стали работать с памятью людей — фабричные старожилы приходили рассказывать историю. Вокруг этих пожилых людей собиралась молодежь и слушала о работе на фабрике. Нас это очень удивило. И мы решили переложить всё это в современные форматы — так и появился радиоспектакль. Мы говорим о семейной истории, о профессиональных династиях, о вызовах, о выборах.

Вот она — бесконечность

Мы сдали спектакль в 2018 году, согласование все равно случилось не сразу. Директор Петр Алексеевич Шелкошвейн переживал, как люди будут ходить среди оборудования, заглядывать в каждый уголок, замечать, если что-то не прибрано. Но мы стали объяснять, что это не дискредитация фабрики. Даже если она несовершенна, для людей это очарование и возможность прикоснуться к другому времени и другому, непривычному для них миру производства. И мы занимаемся тоже производством — производим новые смыслы, ценности и даже воспоминания, которые могли быть утрачены. Для людей это большое откровение — что в Ярославле есть место с такой историей.

Один из авторов проекта — Юлия Кривцова

Сердце старой фабрики

Мы, офисные, нежные, избалованные, в цехах среди натянутых нитей в первые минуты хмурились. Станки какие-то... Как-то далеко это всё от нас, да? Но всё это было тут, рядом. Мы были внутри большого живого организма. Во время радиоспектакля можно везде ходить — да хоть танцуй тут среди станков — пожалуйста. А мы? Что мы сделали, когда нам, по сути, разрешили делать всё, что вздумается? Ничего. Мы стеснялись открыться так же, как нам открылась сама фабрика.

— Мы выше всего этого, да? — путеводитель щелкнул зазнаек по носу. И мы прислушались. И стали слышны и стрекот станков, и перекаты голосов всех, кто работал здесь и работает до сих пор, и почувствовалось то настоящее, осязаемое — работа и трудная, но реальная жизнь.

Слышите шум станков?

Для этого, наверное, этот радиоспектакль — для разговора с собой. Не так-то просто ответить себе на вопросы: «Тем ли делом я занят? А мой труд кому-то нужен? Смысл-то в нем есть? А дай мне выбор — смогу ли я его сделать?» Фабрику такие вопросы не терзают — за почти триста лет она на них давно ответила. И знает — пока стучат станки, её сердце бьётся.

Ну красота же!
Стены фабрики хранят историю
Всё почти так и осталось
Кипела жизнь!
Хорошего трудового дня!
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем