Ярославцы отправили письмо Президенту против планируемых поправок в Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации». Общественность обеспокоена: если поправки будут приняты, памятники, которых так много на территории Ярославской области, могут кануть в лету.
Если поправки в закон будут приняты, все собственники зданий, признанных государством памятниками, будут обязаны заключить с органом охраны памятника «Договор о выполнении требований». Этот договор обязывает собственника реставрировать, ремонтировать, финансировать научно-исследовательские работы по объекту и так далее. И все бы ничего, если бы не «но»: за чиновниками закрепляется право менять указанные в договоре требования. При невыполнении или ненадлежащем выполнении требований, установленных договором, предусмотрена судебная процедура изъятия собственности и продажи ее с молотка. То есть, если кому-то из власть имущих понадобится какое-то красивое старое здание, он может просто менять охранные требования до тех пор, пока собственник не разорится и физически не сможет выполнить договор.
Количество домов-памятников в Ярославской области исчисляется сотнями, если не тысячами. В их число входят и жилые дома, где не одно десятилетие живут простые люди, у которых, как правило, нет денег, чтобы профинансировать даже ремонт подъезда, не говоря уже о реставрации.
«Я живу в доме девятнадцатого века, официально признанном памятником, – рассказывает Александр Тимошин, – У дома есть охранная грамота. Пять лет назад мы с соседями скидывались на косметический ремонт. Конечно, дому требуется и капитальный ремонт, и реставрация, и чем скорее, тем лучше, но власти этого делать явно не собираются. У нас денег нет. Если закон примут, нас обвинят в разрушении дома и выселят?»
Перспектива не радужная, но, увы, вероятная. В обсуждаемых поправках до конца неясно, кто должен нести ответственность за обветшавшее жилое наследие.
«По закону обязательства собственников жилых приватизированных помещений, требовавших капитального ремонта, определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя производить капитальный ремонт жилого дома, – поясняет сопредседатель социально-культурного фонда «Созидание» Ирина Дружинина. – Еще одна бесполезная статья, заведомо не работающая. Кто и каким образом будет учитывать эти обязательства? При этом договор о выполнении требований по сохранению будет заключаться с ТСЖ, ЖСК или другой управляющей компанией. А обязанности по договору – на собственнике».
Все же закон предусматривает право собственников и пользователей объектов культурного наследия на компенсацию затрат по его сохранению. Но размер и порядок предоставления этих выплат не определен. Не получилось бы так, что вместо того, чтобы памятник стал предметом гордости его обладателя, он стал непосильным бременем. А государство по закону будет фактически отделено от культурного наследия. Такая ситуация рано или поздно может привести к уничтожению объектов исторической застройки.
«Самой опасной тенденцией является попытка самоустранения государства от выполнения охранительной функции, а также искусственное разрушение основ и механизма ее реализации, – говорит Ирина Дружинина. – Для государства культура должна быть объектом попечения, а не расхищения и разрушения. Данный же законопроект нивелирует ценностное значение культурного наследия и превращает его в объект экономических интересов. Нас возмущает пренебрежение комитета по культуре Государственной Думы к массовым обращениям граждан и общественных организаций с критикой данного законопроекта, включая прошедшие по городам России (в том числе и в Ярославле) митинги против коррупции в строительстве».
В первом чтении Закон уже принят, второе назначено на 29 июня.