Развлечения мнение Журналист — о новом «Иване Васильевиче», снятом в Ярославской области: «Есть в России такая традиция»

Журналист — о новом «Иване Васильевиче», снятом в Ярославской области: «Есть в России такая традиция»

Рецензия на главный российский фильм этих праздников

Все новогодние праздники в России обсуждают новый фильм телеканала «ТНТ»

«Иван Васильевич меняет всё» (18+) — фильм, который вышел на телеканале «ТНТ» в новогоднюю ночь. Скандал вокруг него разгорелся еще до выхода, когда оттуда вырезали героев Филиппа Киркорова и Анны Асти. За неделю до премьеры некоторые сцены пересняли из-за скандальной вечеринки Ивлеевой.

Часть кадров, как и в оригинальной версии «Иван Васильевич меняет профессию», снималась в Ростовском кремле Ярославской области летом 2023 года. Авторы фильма гордятся тем, что получилось, и буквально «целуют каждый кадр».

Корреспондент MSK1.RU Никита Куликов посмотрел нашумевший фильм. И объяснил, почему лента имеет право на существование, далее в авторской колонке от первого лица.

Есть в России такая новогодняя традиция — смотреть фильмы на Новый год. Пересматривать советскую классику — «Иронию судьбы» или «Карнавальную ночь». Пересматривать голливудскую — «Гарри Поттера» или «Отпуск по обмену». Кто-то смотрит новые фильмы: «Оставленных» или «Клауса». А кто-то по привычке включает телевизор и смотрит то, что дают.

На этот Новый год нам дали ремейк комедии Леонида Гайдая, переосмысление советской классики, в которой поучаствовали все оставшиеся в России более-менее известные люди. Конечно, те, кого не отменили после «почти голой» вечеринки Ивлеевой. Телеканал «ТНТ» нарисовал четкую границу: вот те «плохие» звезды, они полураздетые танцевали в «Мутаборе», а вот «хорошие» — они снялись в «Иван Васильевич меняет всё».

«Гайдай какой-то!»

Вы наверняка помните этот мем из фильма Жоры Крыжовникова «Горько! 2». Эта строчка — идеальное описание современного Ивана Васильевича. Не знаю, как вы, но я всегда в интонации Василия Кортукова, сказавшего эту фразу, улавливал некое презрение.

Хотя, конечно, «Иван Васильевич меняет всё» — это даже не «Гайдай какой-то», никакой это не Гайдай. Как бы покадрово ни старались переснять культовую классику, как бы создатели старательно ни отсылали нас в прошлое, как бы они ни играли на нашей ностальгии. Сюжет практически такой же, как у Гайдая: Шурик построил машину времени, притащил в современность Ивана Грозного, а обратно отправить не может — только в нынешней версии не транзисторы сломались, а VPN не работает. Не работает почему? Не потому, что Роскомнадзор блокирует, а бесплатный потому что.

Сложно этот фильм не ругать, если честно. Местами «Иван Васильевич меняет всё» прям кричит на тебя из экрана: да, у меня мерзкие пошлые и несмешные шутки, да — плохонький хромакей и совсем уж отвратительные спецэффекты, да — мы переозвучили некоторые реплики на монтаже и не пытаемся этого скрыть. Тина Канделаки, продюсер телеканала и фильма, даже с гордостью в своем телеграм-канале говорила: мол, да, переснимаем за неделю до премьеры, вырезали мерзких полуголых тусовщиков, но мы делаем фильм еще острее и интереснее. Куда уж острее, хочется спросить?

Хуже отсутствия политического юмора — беззубый политический юмор. В одной из сцен Иван Грозный предлагает не читать анонимные телеграм-каналы, а доверять официальным — Кремля. Как журналист отмечу: так и делаем, по-другому нельзя — незаконно, посадят. Была еще легкая пародия на пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова и… всё. А между этими шутками: реклама, реклама и еще раз реклама. Трижды, кажется, рекламировали «Сбер» — пластические операции теперь можно оплачивать улыбкой, а жилье строить — в ипотеку. Причем тут сам фильм? Да кто ж знает-то.

Стадии принятия

Отрицание — гнев — торг — депрессия — принятие… «Иван Васильевич меняет всё» — идеальное упражнение. После него вам в любые конфликты вступать не страшно, потому что хуже уже было. Но, честно говоря, этот фильм так много ругают в интернете (ибо это легко), что хочется найти в нем и плюсы (а вот это уже очень сложно).

Кажется, я на этапе торга. Но начало фильма правда пробуждает добрую ностальгию и практически не бесит. Марина Кравец, которая играет в фильме Зину, жену Шурика, — прекрасное попадание. Кроме того, что она прилично выглядит на фоне остального каста фильма, она еще и по типажу очень напоминает Наталью Селезневу — актрису, которая играла у Гайдая.

Отмечу и некоторые, как мне показалось, удачные шутки. Если помните, в начале фильма Зина говорит Шурику: есть плохие новости, я потеряла перчатки и еще я от тебя ухожу. Кроме того, что я обожаю юмор, построенный на ложной дихотомии (но это плюсик Гайдаю), в современной версии Шурик начинает сокрушаться по перчаткам, потому что они из H&M. Он даже считает бюджет на перелет в Казахстан, чтобы купить эти перчатки.

— Мало того, что я должен заплатить за перчатки 46 с половиной тысяч, ты еще и уходишь от меня?!

Забавным мне показалась еще рекламная интеграция «Энтеросгеля» — что называется, жизненно получилось. В целом, приятный эпизод в Версальском дворце, где Людовика XVI играет Никита Кологривый.

Никита Кологривый фактически заменил вырезанного из фильма Филиппа Киркорова

Сам актер, известный по роли Кащея из «Слова пацана», меня порядком раздражает, но шутка про пацанов с «универсальского района» — хорошая. А еще в этом эпизоде был прекрасен Сергей Лазарев — его «Седая ночь» на французском и хорошо поставленная хореография. Почему нельзя было все музыкальные номера сделать интересно, я не знаю. Понятно, что на номера Клавы Коки в роли Барби просто не было времени — она стала экстренной заменой Анны Асти. Но почему, например, «Иванушки» поют «Тополиный пух» в скучнейшем сеттинге 90-х с перестрелкой — я не знаю.

Депрессия

Некоторые вещи в этом фильме не раздражали, не бесили и не злили меня, а просто заставляли задуматься: «А зачем это всё?» Главная такая вещь — музыкальный номер The Hatters — ребят, которые за последние 1,5 года меня порядком разочаровали. Ну и исполнение песни «Разговор со счастьем» («Вдруг как в сказке скрипнула дверь…») в их фирменном стиле оказалось очень скучным.

Еще мне кажется, что фильм в целом очень долго разгоняется, очень много топчется на наследии Гайдая, очень осторожничает. Это всё убивает динамику повествования.

«Становится не понятно, что вообще снял «ТНТ». Это мюзикл? Это пародия на Гайдая? Это кринж-комедия?»


Если бы этот фильм выбрал более понятный жанр и более свободную «фантазию на тему» Гайдая, у него получилось бы сильно лучше. Потому что, кажется, нового «Ивана Васильевича» снимали не бесталанные ребята, которые могут и в неплохие шутки, и в приличные музыкальные номера.

Полтора часа фильм буквально тянется к финалу, где уставшую лошадь Гайдая уже отпускают. Тут лента преображается: Иван Васильевич и Шурик начинают путешествовать по разным эпохам на малиновой «Ладе» — отсылке к «Макларену» из «Назад в будущее» и треку GAYAZOV$ BROTHER$. Разработали эту «Ладу», конечно, в Сколково… Но я не знаю, кому еще прикольно шутить про Сколково на рубеже 2023-го и 2024 года?

Поскольку хронометража у фильма почти не осталось, финал оказывается скомканным. А финальный музыкальный номер — «Прекрасное далёко» Басты и polnavyubvi — последний гвоздь в крышку его гроба. Это сама по себе отличная песня, которая ну вообще не нужна ни этому фильму, ни людям вокруг. Вы серьезно считаете, что сейчас самое время начинать путь в прекрасное далёко? Мы это далёко так долго уже ждем, что сил нет никуда идти.

Принятие


Я думаю, с фильмом «Иван Васильевич меняет всё» у меня получилось достичь принятия. Выбрал бы я сознательно смотреть это на Новый год? Вряд ли. Но этот фильм выбрали миллионы зрителей в России.

Тина Канделаки писала, что проект занял первое место среди зрителей от 14 до 44 лет с долей в 22%. Это очень много. (Долей на ТВ считают процент смотревших телеканал или телепрограмму от всей телевизионной аудитории. Для сравнения: самая популярная телепрограмма на российском ТВ — «Вести недели» на «России 1» — в среднем набирает около 19,5% по данным Mediascope. — Прим. ред.)

И понятно, почему так произошло. Команда Ивана Урганта уже два года не делает прикольных новогодних проектов, а классические «Голубые огоньки» всем порядком надоели. Вот и смотрят, что дают. Думаю, правда, забудут об этом фильме так же быстро, как он взлетел на первые строчки рейтингов популярности. У нас уже есть «Иван Васильевич» дома, и снял его Гайдай.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем