Скандал вокруг рэпера Хаски не утихает. Вчера вечером так и не состоялся его концерт в Ярославле. Что происходит с нашим восприятием художественного произведения? С тем, как мы воспринимаем теперь артистов? Об этом колонку для 76.ru написал заместитель декана факультета филологии и коммуникации ЯрГУ имени Демидова Денис Карпов:
— В Ярославле, как и в других городах, отменили концерт рэпера Хаски — достаточно популярного, как можно судить из отзывов и недавнего концерта в поддержку современного музыканта.
Не будем обсуждать художественную ценность и значимость произведений Дмитрия Кузнецова. Но сам запрет стал современным языком политики в сфере культуры, а к этому всегда нужно прислушиваться: искусство — это не только картины старинных мастеров на стенах музея, но в той же мере очень чуткий социальный барометр дня сегодняшнего. Вообще любое государственное движение в этом эфемерном пространстве очень болезненно и способно отзываться годы, если не столетия.
Весь сыр-бор поднялся из-за выпущенного клипа Хаски «Иуда». Далее мнения разошлись: кто-то говорит об обвинениях в экстремизме, кто-то о пропаганде наркотиков. Но, полагаю, первое появилось от недосмотра самих высказывающихся, а вот второе вполне вероятно.
Посмотрим запрещённое. Сюжетец прост: всё начинается с признания в зависимости, потом появляется главный герой Хаски — человек с подъездной дикцией, комментирующий повседневность зависимых. Всё это на фоне сцен с закладками, употребления, производства. Потом герой, закончивший страдать отдельно от остальных персонажей, врывается в кадр и начинает избивать дилера. Потом дилеры начинают избивать друг друга. И под занавес врывается доблестный отряд ФСКН и начинает активно бороться с зависимостью. И когда все уже задержаны, мы видим, что рядом с группой полицейских стоит автомобиль нашего героя, который с чувством выполненного долга наблюдает за качественно выполненным делом.
Да тут претензия на социальную героику!
Остался образ самого наркотика. Обратите внимание, в клипе есть не только сцены употребления (мы это порицаем), но и изготовления отравы. И, видимо, неразумного зрителя здесь надо предупреждать: «Осторожно, художественный образ! В реальности не искать!»
Как прочесть метафору Хаски? Здесь наркотик — это медиапродукт. Медиа, активно вмешивающиеся в нашу жизнь, заставляющие нас бежать стремглав в магазин и покупать произведённую на заводе бабушкину сметану, яблочный сок из консервантов, майонез…
Запрет этого видео кажется совершенно не оправданным. Здесь не только нет пропаганды, но наоборот — есть предупреждение. Всё же невозможно обсуждать произведение искусства без учёта его сущностных качеств.