Сегодня на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Дмитрий Медведев наконец-то объявил долгожданную новость. С 1 января 2012 года страховые выплаты для бизнеса будут снижены до 30 процентов, для предприятий малого бизнеса, занятых в производственной сфере – до 20 процентов.
Такие ставки являются переходными и будут действовать до 2014 года, то есть два года, в течение которых действующая власть намерена не только пережить выборы, но и полностью реформировать налоговую и пенсионную сферы.
Объявляя о принятом решении Президент РФ сказал следующее: «Это, конечно, не радикальное снижение, но знаковый и выгодный шаг для огромного числа малых и средних предприятий». Он также добавил, что считает это решение справедливым и сбалансированным.
Вряд ли к этому отнесется предпринимательское сообщество, ведь из всех обсуждавшихся вариантов власти выбрали тот, при котором налоговая нагрузка снижена минимально. Вероятно, это связано, что различные ведомства не смогли договориться о том, за счет чего будут возмещаться бюджету выпадающие доходы. Не исключено, что на окончательное решение повлиял и тот факт, что с Китаем пока не удалось договориться о цене на газ. Одним из способов пополнить бюджет вместо сниженных страховых платежей называлось повышение НДПИ на газ, основным плательщиком которого как раз и является Газпром. Но Китай не намерен переплачивать, а поставки на восток являются стратегическими. Сразу после пресс-конференции, на которой объявили, что договор вопреки ожиданиям не подписан, экономисты заговорили, что, если все же придется пойти на ценовые условия соседей, то не только о повышении не может быть и речи, но и нынешняя налоговая нагрузка для некоторых месторождений окажется непосильной. Одним словом после заявления Медведева вопросов пока больше, чем ответов. Так что вряд ли это снизит напряженность последних месяцев в бизнес-сообществе в связи с чрезмерной нагрузкой на заработную плату в этом году.
«Такое снижение ничего не решает, – говорит индивидуальный предприниматель Александр Петров. – Во-первых, это все равно выше, чем было, а мы еще не восстановились после кризиса. Во-вторых, мы ждали, что налоги снизят еще до конца года, так как многим маленьким предприятиям, как наше, например, этот год просто не пережить. В-третьих, снижение, насколько понятно из выступления снизят только для предприятий, работающих в производственной и социальной сферах. В Ярославле же малый бизнес почти весь занимается торговлей и услугами. Кстати, оказание услуг населению – это социальная сфера или нет? Во всяком случае, она социально значимая, так как не слишком богатые ярославцы без нее обойтись не могут».
Большой проблемой является и то, что в очередной раз принято не окончательное, а переходное решение. Некоторые комментаторы его тут же окрестили предвыборным.
«О какой модернизации может идти речь? – восклицает предприниматель Андрей Великий. – Вот я сейчас вложусь в основные фонды, начну кардинальное обновление оборудования, кредиты возьму под весьма немалые, заметьте, проценты... А тут бах! Через два года грядут суперперемены в налоговом и пенсионном законодательстве. В то, что нагрузку снизят, – не верю. Да и инфляция свое дело сделает. Ну и как я отдавать кредиты буду? Когда мои вложения окупятся? Может, мне с новыми правилами налогообложения не об окупаемости придется думать, а о выживаемости».
Размер страховых выплат стал притчей во языцех на всех совещаниях с участием представителей бизнеса последние полгода. Может быть, поэтому объявление о снижении навязших в зубах непосильных ставок было сделано на самом престижном совещании – Петербургском экономическом форуме. Только вот неясно, принесет ли оно тот эффект, что ожидали.
«Такое снижение не приведет к главному – к снижению цен, – считает независимый эксперт, экономист Мария Панина. – Сейчас все боятся новой волны кризиса и живут по принципу: получи все сегодня, потому что неизвестно, что будет завтра. Очередное временное облегчение вызывает только боязнь еще большего ужесточения налогового бремени после выборов. К тому же, большинство предпринимателей, едва выживающих в этом году, вознамерится восполнить потери. Неопределенность способствует и оттоку капитала, а он и так достаточно большой. Это еще больше разгоняет инфляцию, а значит и цены. В общем, решение принято. Но это не решение проблемы».