RU76
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Ярославле

Погода+1°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -3

4 м/c,

южн.

750мм 64%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Авто Город Стоит ли уступать маршрутке?

Стоит ли уступать маршрутке?

30 октября 2015 года на сайте Autochel появилась статья, в которой сказано: «…маршрутки обладают такими же правами, что и водители автобусов и троллейбусов». Утверждение более чем спорное.

Так обязаны ли вы уступать дорогу маршрутным такси? В глобальном большинстве случаев – нет. Вас этому учили еще в автошколе, но вы, скорей всего, ПДД благополучно забыли. Напоминаю.

Билет 2 вопрос 16: Должны ли вы уступить дорогу автобусу, начинающему движение от обозначенного места остановки? Да!

Билет 18, вопрос 16: Обязаны ли вы уступить дорогу маршрутному транспортному средству, отъезжающему от тротуара, где нет обозначенного места остановки? Нет!

Как видим, ответ на вопрос, нужно ли уступать дорогу, зависит от наличия или отсутствия знака. (Хотя это не совсем правильно, поскольку остановка обозначается указателем. Но чтобы не лезть в дебри законов и правил, здесь и далее я применяю максимальное упрощение. Кстати, указатель и знак должны находиться в одном месте.)

Остановка помимо знака может быть обозначена и желтой разметкой в виде подряд следующих больших буковок ММММ.

Приглядимся к верхней картинке. Автобус остановился на остановке, но знак видно. Случайность? Нет! Автобус должен останавливаться так, «…чтобы задняя дверь находилась на расстоянии 1-1,5 м от указателя остановки и вплотную к тротуару». То есть остановка оформляется таким образом, чтобы остановившийся автобус четко ассоциировался со знаком, чтобы водители не мешали начинать ему движение. Все должно быть как у Маяковского: автобус и знак – близнецы-братья. Мы говорим «автобус» – подразумеваем знак. Мы говорим «знак» – подразумеваем автобус.

Таким образом, мы обязаны уступать дорогу только автобусу, остановившемуся за знаком так, как показано на рисунке 1, и никак иначе. Напоминаю, что в 15 метрах за знаком преднамеренная остановка нам запрещена, чтобы автобусы и троллейбусы могли беспрепятственно останавливаться и начинать движение. Хотя 15 метров маловато, ведь длина особо длинного сочлененного автобуса или троллейбуса по нормативам 16,5-24 метра.

Естественный вопрос, а если к остановке подъехали сразу несколько автобусов или троллейбусов? Для них все водители по ПДД обязаны оставлять пространство – 15 метров до знака или разметки, чтобы им можно было остановиться, дождаться, пока остановка освободится, и беспрепятственно подъехать к ней для посадки и высадки пассажиров.

В реальной жизни маршрутчики находят какое-то свободное место приблизительно в районе остановки, внаглую высаживают-сажают пассажиров где хотят, не обращая внимания не то чтобы на какие-то знаки и разметку, но даже на безопасность пассажиров, и отваливают. Если маршрутка начинает движение за знаком или с разметки, обозначающей остановку, как показано на рисунке 1, то мы обязаны уступать ей дорогу. Если «лихой джигит» стартует до или после остановки, не от тротуара или вообще в произвольном месте, то ничего ему водители не обязаны – рисунок 2.

Такова теория. Продолжим наши изыски.

По закону «О безопасности дорожного движения» все водители, выезжающие на дорогу, обязаны знать нормативно-правовые акты, которые имеют отношение к дорожному движению. Минимально их около двухсот. Именно столько ссылок я насчитал у себя в книге, которая, кстати, ушла на этой неделе в печать. Понятно, что это далеко не все.

Если вы законопослушный гражданин, а не отморозок, то вы знаете, что перевозка пассажиров регулируется несколькими законами, правилами и техническими регламентами, все нижеперечисленное вам известно, и вы можете сразу перескочить на предпоследний абзац.

Во-первых, юридического понятия «маршрутное такси» не существует. Есть категория М – транспортные средства для перевозки пассажиров, которая делится на три подкатегории:

  • М1 – легковые автомобили;

  • М2 – маленькие автобусы;

  • М3 – большие автобусы.

Маршрутное такси, как и муниципальный транспорт, – это автобусы подкатегории М2 или М3. Резонный вопрос: все автобусы подкатегории М2 или М3 являются маршрутными транспортными средствами? Конечно, нет.

Открываем ПДД. «Маршрутное транспортное средство» – транспортное средство:

  • общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай);

  • предназначенное для перевозки по дорогам людей;

  • движущееся по установленному маршруту;

  • с обозначенными местами остановок.

Допустим, вы толпой собрались за город на пикник, с коньячком и шашлычком. Руль, естественно, надо оставить дома. Тогда вы берете телефон, звоните в транспортную компанию и заказываете микроавтобус. Вам говорят: «Ждите», – и вы с друзьями вываливаетесь на остановку.

Ваш микроавтобус – маршрутное транспортное средство? Нет, потому что он не относится к категории «общего пользования». Ему вообще на остановке разрешается тормознуть, если он не мешает автобусам или троллейбусам, и никакой обязанности его пропускать, когда он начинает движение, у других водителей не возникает.

Как его отличить? У микроавтобуса с большой долей вероятности регистрационный знак будет белого цвета, как и у большинства транспортных средств. У маршрутных автобусов и маршрутных такси он желтого цвета.

Но даже если маршрутка едет по установленному маршруту, то это еще ничего не значит. «Регулярные перевозки пассажиров и багажа (по закону) подразделяются на:

  • перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

  • перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок».

Транспорт, осуществляющий первый тип перевозок, попадает под определение «маршрутное транспортное средство» и пользуется всеми привилегиями, описанными в 18 разделе ПДД. И ему мы обязаны уступать дорогу, когда он отъезжает от остановки.

Второй тип перевозок под определение «маршрутное транспортное средство» не попадает. Таким маршруткам вообще на остановках маршрутных транспортных средств можно останавливаться, только если они не создадут помех автобусам и троллейбусам. Уступать им дорогу мы не обязаны. Их-то как раз легко вычислить, так как они останавливаются в районе остановки где попало и как попало, о чем писал выше.

Примечательно, что для многих маршруток и конечного-то остановочного пункта не существует, чего уж говорить об остановках по маршруту следования? Например, конечная остановка «Заводоуправление ЧМК» в Челябинске оборудована остановочным пунктом только для муниципальных автобусов, троллейбусов и трамваев. А для частных маршрутных такси остановочного пункта там нет. Следовательно, полтора десятка маршрутов, которые там начинаются и заканчиваются, попадают под второй тип перевозок. И данным маршрутным такси мы нигде по маршруту их следования не обязаны уступать дорогу, когда они начинают движение.

Приведенная в статье теория – это хорошо, но на практике с маршрутками вообще лучше не связывайтесь. Не поймите меня неправильно.

С любым водителем, работающим по найму, не может быть заключен договор о полной материальной ответственности. И даже если таковой существует, то он ничтожен. То есть в случае ДТП водитель несет материальную ответственность в размере месячного заработка. Однако если на водителя, работающего по найму, который стал виновником ДТП, составлен административный материал, то наступает полная материальная ответственность.

Если водитель автобуса или грузовика выигрывает время, нагло провоцируя ДТП, чтобы от него другие водители шарахались в испуге, то у него заведомо нет нормального трудового договора.

Например, автобус – маршрутное такси юридически может принадлежать полудохлому ООО «Рога и копыта» и работать на маршруте нелегально, а за рулем может оказаться гастарбайтер без российского водительского удостоверения и страховки. Если с подобной маршруткой произойдет ДТП, в котором вы будете трижды правы, то «Рога и копыта» тут же прикажут долго жить, а водитель скроется на просторах СНГ. Поправлять здоровье и ремонтировать автомобиль вам придется за свой счет.

Вспомните поговорку «носорог подслеповат, но это не его проблемы». Приписывайте маршрутчикам любые эпитеты, но их поведение – это не их проблемы.

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем