Работа на дядю или собственный бизнес? Конечно, многим хочется открыть свое дело и ни от кого не зависеть. Но возможно ли это сейчас? Реально ли в Ярославле начать свой бизнес с нуля? А ну как вложишь все сбережения — и прогоришь... Страшно. Но есть те, кто решился. И не пожалел.
Ирина Барышникова, 35 лет
Стартовый капитал — 5000 рублей, окупилось за полгода.
У Ирины свой бизнес по производству домашних закусок под названием «Шале на чердаке», ему уже полтора года. Идея зародилась, когда она начала делать вяленые помидорки для друзей. Полтора года назад Ирина с мужем решили, что продадут перед Новым годом несколько баночек через интернет. Сейчас один из самых ходовых товаров — соленая карамель.
Продавали сначала через соцсети, а сейчас баночки Ирины есть в фермерских магазинах в Рыбинске, Костроме, в Москве и Подмосковье, и, конечно, в Ярославле. Большая часть рецептов авторские, какие-то из них не имеют аналогов в мире.
Начинала Ирина с пяти тысяч рублей. Купила двести баночек, специально искала дешевые, придумывала все сама: была маркетологом, дизайнером, копирайтером.
— Без конвейера производить в больших количествах невозможно, а мы не хотим, чтобы пострадало качество. Наша целевая аудитория — те люди, которые любят что-то почти домашнее. Вряд ли стану миллионером, конечно, такой ручной труд сверхприбыли и не приносит. Но сейчас мы стабильно производим уже далеко не двести баночек.
Доход в таком бизнесе очень неравномерен. В какие-то месяцы вся выручка уходила на расширение цеха, в другое время шло колебание по месяцам, потом летний спад спроса, который тоже нужно учитывать. Но плюсов, говорит, больше. Предложение частенько не поспевает за спросом. В предпраздничные дни им приходится даже ставить стоп-даты, с определенного момента уже не принимают заказы.
День, конечно, ненормированный.
— В декабре я работала по тринадцать часов в сутки, детей не видела вообще. Без выходных, по сути. Ноябрь, декабрь мы вкалывали как проклятые. Сейчас я могу себе позволить заняться детьми, съездить в отпуск. Плюс в том, что ты сам определяешь, где и в какой момент тебе быть, можешь сам себя больше или меньше нагрузить.
Инесса Воробьева, 40 лет
Стартовый капитал — 50000 рублей, окупились за полгода.
Три года назад Инесса закончила кулинарное училище и стала искать работу в ресторанах и кафе. Но однажды увидела в соцсети пряники, и решила делать их сама. Вечерами и ночами рисовала, ездила на мастер-классы. Параллельно работала, и такое совмещение длилось полтора года. Потом Инесса оставила работу и полностью переключилась на пряники. Вот уже два года она делает и украшает пряники в своей мастерской «Пряничный домик».
— Идеи я черпаю из интернета, смотрю работы других мастеров. Если раньше я могла пройти мимо клумбы, то сейчас я остановлюсь, посмотрю, как выглядит тот или иной листик, какие там прожилки, какое цветовое сочетание, — говорит Инесса.
Кредит Инесса не брала — стартовый капитал скопила, работая.
Теперь Инесса работает больше, чем если бы трудилась на кухне ресторана.
— Зимой в сутки могла спать по четыре часа, и такое длилось месяцами, — вспоминает. — Я человек-оркестр. Должна сама делать очень многие вещи. Я и администратор, и пекарь, и художник, и технолог, и бухгалтер. Это сложно в какие-то моменты, но у меня есть люди, которые мне помогают.
В производстве сейчас есть пекарь, это облегчило работу. Выходной у Инессы, как правило, в понедельник. Но и то он не совсем полноценный: в этот день Инесса старается решать административные дела.
— И во время отпуска все равно остаюсь на связи, отвечаю на сообщения, — говорит Инесса об особенностях своего графика работы.
Дарья Попрыкина, 25 лет
Ретроавтомобиль OldBus Coffee в Ярославле — как вишенка на торте. Красную машину видно издалека, от нее плывет аромат кофе и вафель. Машину-кофейню в Ярославль привезла Дарья и ее молодой человек. Продавать кофе с колес они начали в феврале.
— Нам понравились бабл-вафли в «Ауре», и мы захотели сделать нечто похожее, но к вафлям решили еще добавить кофе. Взяли машину, которую мало кто знает, баркас 1968 года производства ГДР, сделали ее под свой вкус, составили меню, которое нравится именно нам — в нем то, что мы сами бы ели. Закупаем сами дорогой и качественный кофе, — говорит Дарья, объясняя историю возникновения идеи. — Самая главная проблема для такого бизнеса — это найти хорошее, многолюдное место. В Ярославле администрация дала добро встать на площади Труда.
Пара вложила в дело все свои накопления. Теперь красный автомобиль с кофе и едой ездит в разные города на фестивали. В такой работе передышки почти не бывает.
— Отпуск — это не для предпринимателей, по сути. Отпуска у нас не было и не предвидится все лето. Был выходной — понедельник. В этот день закупались, мыли машину. Как такового выходного все равно нет.
Дарья считает, что если человек умеет договариваться с людьми, имеет свою жизненную позицию, то он сможет создать свой бизнес в Ярославле.
— Большинство, я думаю, устает бороться, это тяжело, это выматывает, в нервном плане особенно. Многие сдаются. Нам повезло, что нас двое, в тяжелые периоды помогаем друг другу не сдаваться, несмотря на все проблемы и сложности, которые возникают.
Дмитрий Левченко, 32 года
Стартовый капитал: кредит в 6 миллионов рублей. Окупилось за 1,5 года.
Дмитрий учился в МУБиНТе. Был в Америке по программе обмена, там работал в ресторанах посудомойщиком, официантом, хостом. В Америке набрался опыта, потом работал в ярославском ресторане менеджером зала. Сейчас он — генеральный директор ресторанного комплекса «Честный Стейк». Ресторан был переделан из заведения со среднеземноморской кухней.
— Когда я пришел туда, как раз начинался кризис, рыба и морепродукты очень взлетели в цене, и тогда я предложил собственникам поменять полностью концепцию. В городе на тот момент стейк-хаусов не было. И поэтому я предложил такую идею.
По мнению Дмитрия, чтобы начинать ресторанный бизнес, нужно оценивать свои возможности и не создавать продукт, похожий на другие, необходимо что-то новое в городе, чтобы человек сам поверил в свои силы.
— Учиться надо на чужих деньгах. То есть не на своих, не на кредитных. Самое сложное в кредите — когда тебе говорят «да, все, мы кредит оформляем», а дальше возникают «но». Например, когда мы открывали ресторан, нам одобрили кредит только на год. Но проект хорошо стартанул, и мы смогли выплатить кредит полностью, и ничего не нарушили по выплатам.
Но лучше, по мнению Дмитрия, искать инвестора либо быть с кем-то в паре.
Фото: Юрий Рефар