RU76
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Ярославле

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

762мм 71%
Подробнее
USD 91,78
EUR 98,03
Здоровье И помнит мир спасенный!

И помнит мир спасенный!

Мы завершаем цикл документальных рассказов о ветеранах Великой Отечественной войны, посвященный Великой Победе. От всех нас низкий поклон фронтовикам, своей жизнью и здоровьем проложившим дорогу в будущее для всех нас, ныне живущих...

Мы завершаем цикл документальных рассказов о ветеранах Великой Отечественной войны, посвященный Великой Победе. От всех нас низкий поклон фронтовикам, своей жизнью и здоровьем проложившим дорогу в будущее для всех нас, ныне живущих.

Два Ивана

9 мая 1945 года в ярославскую глубинку Ивану Коновалову пришло письмо из далекого Красноярского края от охотника и рыболова Ивана Угрюмова. В письме он написал: «Дорогой друг, ты меня спас. Вытащил меня, раненого, с поля боя и вынес на себе. Помнишь, мы в госпитале обменялись адресами и дали друг другу клятву, что будем дружить до конца своих дней. Для меня нет ничего дороже нашей дружбы...»

Это письмо до сих пор в памяти 81-летней пенсионерки Киры Магистровой из Ярославля, дочери фронтовика Ивана Коновалова, которого она 12-летней девчонкой в далеком 1942 году проводила на войну. Как сейчас Кира Ивановна помнит тот день, а потом годы ожидание, когда отец вернется с фронта.

У отца и матери их было пятеро: четверо дочек и сын. «Ушел папа тогда на войну в 43-м году, – рассказывает Кира Ивановна, – воевал в артиллерийской дивизии. Мы его ждали с войны и верили, что он вернется. Ведь тогда он уже прошел и через гражданскую войну. Бывалый боец».

Всю Великую Отечественную ждала своего кормильца Ивана семья Коноваловых. Жили они на родине отца в поселке Иванково Петровского района Ярославской области, откуда он и ушел на передовую. А в 1943-м семью настигла беда – сгорел дом. «С самолетов немцы сбрасывали маленькие бомбочки-фугаски, – вспоминает Кира Магистрова. – Начали бомбить с соседней деревни. Потом перешли на нашу». В памяти тогда еще 13-летней девочки сохранилась картина: невдалеке от их дома полыхнули багровые зарницы, гулко разорвались одна за другой фугасные бомбы. Один такой снаряд попал в дом, который вскоре превратился в угли... На утро семью Коноваловых поселили в одном из классов местной школы. Так и жили в нем до конца войны.

А потом был долгожданный День Победы! Артиллерист Иван Коновалов вернулся с войны. В этот же день, 9 мая 1945 года, семья перебралась в соседнюю деревню Землево Иванковского прихода. Каково же было удивление Ивана Коновалова, когда в этой деревне почтальон ему передала письмо из Енисейска Красноярского края от его друга-фронтовика Ивана Угрюмова. Как письмо нашло своего адресата, для Киры Магистровой до сих пор остается загадкой.

«Мама и мы, дети, плакали, – вспоминает Кира Ивановна, – когда отец нам тогда рассказал о солдате из Красноярского края, с которым судьба его свела на войне... Как сейчас помню его рассказ: "Был сильный бой. Немцы бомбили так, что все поле потом было как вспаханное: везде огромные воронки. Я лежу раненый, весь в крови. Все кости мне перебило. А кругом солдаты пластом, прибитые к земле, лежат. Надо было доползти до ближайшего санбата, чтобы спастись. И вдруг слышу человеческий стон. Он раздавался из огромной воронки. Дополз до нее. Увидел там солдата, истекавшего кровью и корчившегося от боли. Влез в воронку. Я смог его взвалить себе на спину. Вытащил на себе, а потом долго-долго, так и держа его на своей спине, полз. Полз и молил Бога, чтобы появились наши санитары и подобрали нас. Когда увидел наших, закричал от радости. Нас привезли в санбат. Так мы и познакомились... А после в госпитале обменялись адресами и поклялись друг другу в вечной дружбе до конца своих дней"».

Как оказалось, спасенного Иваном Коноваловым солдата тоже звали Иваном. И у него тоже было пятеро детей. Дружили, как и обещали другу другу, всю оставшуюся жизнь. Получив первое письмо от друга 9 мая 1945 года, Иван Коновалов переписывался с ним долгие годы. Послевоенные 1946–1947 годы были очень тяжелыми. Было голодно. «Мы сидели на одной воде и траве», – вспоминает Кира Ивановна. Переписываясь с военным другом Иваном Угрюмовым, Иван Коновалов как-то невзначай в одном из писем проронил слово, что им нечего есть. Через несколько дней из Красноярского края от Ивана Угрюмова, охотника и рыболова, пришла огромная посылка. А в ней – сушенная медвежатина и рыба. «Оказывается, он охотился и продавал пушнину, – говорит Кира Магистрова. – И нам постоянно все те голодные годы слал посылки. Он нас спас от голода».

Два Ивана так и не свиделись. Но переписку не прекратили и все последующие годы. Дружили, как и обещали друг другу тогда в госпитале, до конца своих дней.

Непобедимый

Своего деда Федора Николаевича Алешина жительница Рыбинска Ольга Полкуева называет непобедимым. Впервые его так назвала его дочь, ее мама, когда 9 мая 1945 года он живым и невредимым вернулся с войны. Он дважды горел в танках, его машина дважды подрывалась на мине. Ольга Полкуева помнит, как мама ей рассказывала: тогда за праздничным столом дед вспоминал, как четверо долгих суток они находились на краю гибели, под носом у фашистов – в подбитом немцами танке. Ее мама, тогда еще 10-летняя девчонка, слушая его рассказ, сказала ему: «Папочка, да ты непобедимый». Так, с далекого 9 мая 1945-го лейтенанта Алешина все и стали звать «непобедимым».

«На фронт он прибыл в апреле 1943 года, – вспоминая то, что рассказывала ей мама, говорит Ольга Полкуева, – в район Старого Оскола, где под Курском сосредоточивались наши танковые войска». В ночь на 6 июля взвод «тридцатьчетверок», которым командовал лейтенант Алешин, был переброшен километров на 200 южнее Старого Оскола. Началась великая Курская битва, в ходе которой экипаж Алешина прошел трудный боевой путь по местам грозных танковых сражений в направлении Обоянь – Прохоровка – Белгород.

«Однажды в бою его танк Т-34 при наступлении на передовой линии подорвался на мине, – продолжает внучка легендарного деда. – Под давлением превосходящих сил противника русская пехота отошла, и неподвижная машина застыла на нейтральной полосе. До немецких окопов было около 40 метров. Скрытно покинуть танк стало невозможно. И экипаж принял решение не выдавать своего присутствия, превратить танк в дот и при возобновлении наступления обрушить его огневую мощь на позиции противника». Четверо суток находились в подбитом танке фронтовые друзья под носом у фашистов. Не было ни еды, ни воды. На исходе последних суток фашисты возобновили атаку, и неожиданно для них оживший танк вступил в бой.

И последующие бои были для лейтенанта Алешина не менее жаркими. В дни победоносного завершения Курской битвы дед получил тяжелое осколочное ранение и был госпитализирован. После чего его комиссовали. При сортировке раненых в госпитале его отнесли, бездыханного, к мертвым. Случайно рядом оказался врач. Подошел к нему и в шоке произнес: «А этот, вроде, дышит...» И Алешин выжил! Вот уж поистине непобедимый!

Дневник юного бойца

21-летняя Алина Чернова из Рыбинска Ярославской области с гордостью рассказывает друзьям о своем деде Викторе Чернове, который мальчишкой убежал на войну. О его интересной фронтовой судьбе Алина узнала из дневника, который моряк Чернов привез домой 9 мая 1945 года. Дневник уже давно пожелтел от времени, но для Алины записи деда – как будто вчерашний день.

Алине было всего три года, когда дед умер. Кроме дневника в доме находятся его письма, листовки и боевые награды тех лет, которые семья Черновых и по сей день хранит как семейные реликвии. И сейчас, перечитывая его дневник, девушка не перестает удивляться смелости своего деда, который мальчишкой сбежал из дома и участвовал в боях с 14 лет.

«Мой дед родился 13 сентября 1929 года в Саратовской области, – рассказывает Алина Чернова. – В 30-е годы их семья переехала в Ярославскую область в поселок Красный Профинтерн Некрасовского района. В семье было три сына. Среди них он был младшим. Старший, Николай, еще до войны был призван в ряды Красной армии, во время войны пропал без вести. Средний сын Павел был разведчиком. В 19 лет погиб под Полтавой в сентябре 1943 года».

Из дневника деда Алина узнала о том, как он попал на войну. «В 1943 году Виктор закончил семь классов. В конце этого же года после получения похоронки на брата Павла он убежал из дома в город Рыбинск, где в то время формировался отряд моряков, – продолжает Алина Чернова. – Он упросил их взять его с собой. Ему было всего 14 лет!».

И его взяли в отряд. Вот таким пацаном он добрался до берегов Днепра, где в те годы шли жаркие бои. Там же был зачислен юнгой помощником рулевого сигнальщика в Краснознаменную Днепровскую флотилию третьего дивизиона бронекатеров третьей бригады речных кораблей. С этой же бригадой бронекатеров по рекам Одер и Шпрее дошел до Берлина, принимая участие в боях по освобождению многих городов Европы. Войну закончил в Германии.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем