
На Усть-Катавском вагоностроительном заводе рассказали, как собирают вагоны для нашего города и какие у них есть особенности.
В Ярославле продолжается реализация концессионного соглашения, заключенного региональным Министерством транспорта и компанией «Мовиста Регионы Ярославль». В городе целиком обновится трамвайная сеть — сейчас идет укладка новых путей в Дзержинском районе. Также будет закуплено 47 новых низкопольных трамваев. Сейчас в Ярославль доставлено уже 5 вагонов, а до конца мая довезут еще около 10. Завод-производитель вагонов для Ярославля ответил на 7 простых вопросов о будущих ярославских трамваях. Публикуем ответы.
1. Трамваи какой марки Усть-Катавского вагоностроительного завода поставляются в Ярославль? Какова их вместимость и количество сидячих мест? Каков срок службы такого трамвая?
— В Ярославль поставляются трамвайные вагоны модели 71–628–02. Номинальная вместимость — 5 человек на квадратный метр, то есть 119 человек. Максимальная вместимость — 170 человек. Она предлагает 8 человек на квадратный метр. В вагоне предусмотрено 32 пассажирских места и 1 место кондуктора. Срок службы вагона — 30 лет.
2. Сколько времени уходит на производство одного вагона? Из каких материалов делается сам трамвай? Что можно сказать про электронику в кабине водителя?
— Цикл изготовления деталей и сборочных единиц вагона без учета сроков на приобретение материалов и покупных комплектующих изделий составляет порядка трех месяцев. Сборочный цикл вагона на главном конвейере составляет 10 рабочих дней. Каркас кузова трамвая должен быть цельнометаллический, сварной конструкции. Обшивка боковых бортов: пластиковые панели. Пульт управления в кабине водителя — эргономичный, оборудован органами управления, измерительными приборами, многофункциональным диагностическим дисплеем и другими опциями. В верхней части кабины водителя располагается монитор помощи при маневрировании, обеспечивающий водителю дополнительный обзор периметра трамвая.

3. Какие основные требования/ГОСТы выполняются заводом при производстве трамвая?
— При производстве трамваев УКВЗ выполняются условия, закрепленные в ряде требований и ГОСТов, среди которых: ГОСТ 8802–78 «Вагоны трамвайные пассажирские. Технические условия»; ГОСТ Р 41.36–2004 «Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции»; требования «Правил технической эксплуатации трамвая» (утверждены распоряжением Минтранса РФ от 30.11.2011 г. № АН-103-р), ГОСТ 32565–2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» и другие. Также транспорт должен соответствовать техническим условиям завода-изготовителя.
4. Какую среднюю скорость может развивать производимый в Ярославле трамвай? Есть ли у него максимальная скорость?
— Условная расчетная скорость сообщения вагона не менее 25 км/ч, при этом конструкционная (максимальная) скорость — 75 км/ч, скорость, установившаяся при движении с номинальной нагрузкой и номинальном напряжении контактной сети на горизонтальном участке — 62 км/ч.
5. Что предусмотрено в салоне для удобства пассажиров? Есть ли в салоне какие-то антивандальные элементы?
— Для удобства пассажиров в салоне установлены поручни, предусмотрена площадка для размещения детской или инвалидной коляски, есть откидная аппарель для обеспечения посадки-высадки маломобильных пассажиров, функция адресного открывания дверей изнутри и снаружи.

Оснащение вагонов предусматривает климат-контроль, медиапанели, валидаторы для безналичной оплаты, USB-разъемы для зарядки гаджетов. В салоне установлены сиденья из высокопрочного композита антивандальные.
6. Есть ли пиковые характеристики по температурам — как трамвай себя ведет в аномальный холод/жару?
— Трамвайный вагон и его составные части предназначены для эксплуатации в макроклиматическом районе с умеренным климатом и должны поддерживать работоспособное состояние при эксплуатации в диапазоне рабочего значения температуры окружающей среды: -40... +40 °С.
7. С какими городами, помимо Ярославля, сотрудничает завод по трамвайным концессиям?
— В 2023–2024 году УКВЗ осуществлена поставка 46 трамваев в Липецк. Ранее, в 2021–2022 годах, УКВЗ в рамках концессионного проекта изготовил 50 трамваев для Таганрога.

Сейчас в Ярославле есть вагоны Усть-Катавского вагоностроительного завода. Преемственность налицо, да и водителям будет проще работать со знакомой техникой. До конца года в Ярославль привезут 26 новых трамваев. А полноценный запуск концессии запланирован на середину 2025 года.
ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ ЯРОСЛАВЛЬ», yaroslavl.movista.ru