RU76
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Ярославле

Погода+17°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +15

0 м/c,

750мм 55%
Подробнее
USD 92,13
EUR 98,71
Здоровье интервью «Ребенок приходит в себя и зовет родителей. А они погибли»: нейрохирург о самых тяжелых операциях в своей практике

«Ребенок приходит в себя и зовет родителей. А они погибли»: нейрохирург о самых тяжелых операциях в своей практике

Ярославский врач Дмитрий Шелкошвеев рассказал о том, какие травмы чаще всего получают дети

Дмитрий делает операции детям, которые получают самые серьезные травмы

В Ярославской области за восемь месяцев произошло сразу несколько резонансных трагедий, в которых погибли или пострадали дети. Это и ДТП, и ситуации, когда ребенок, оставшись один, выпадал из окна или получал травму на детских или спортивных площадках. В большинстве случаев виноватыми оказывались взрослые.

Всех самых тяжелых пациентов везут врачам в детскую поликлинику на Тутаевском шоссе. Врач-нейрохирург Дмитрий Шелкошвеев, который не раз спасал жизни детей, рассказал о том, какие операции были самыми сложными в физическом и моральном плане, о случаях из своей практики, а также о том, как ему удается справляться со смертью своих пациентов.

«Во всём, что случается с ребенком, виноват взрослый»

— Дмитрий, как часто к вам на операционный стол попадают дети после ДТП?

— К счастью, у детей не так часто случаются ситуации, которые требуют оперативного разрешения проблемы. Всё-таки большинство детей в момент ДТП находится в пристегнутом положении или в детских креслах. В каком-то смысле это радует, потому что это означает, что родители действительно стали относиться к безопасности собственных детей гораздо серьезнее. Видимо, не зря мы с вами так часто об этом говорим.

— Вы оперируете тяжелых пациентов, чьим жизням угрожает опасность?

— Да, конечно, в этом и состоит большая часть моей работы. При необходимости операции хирургическая помощь оказывается сразу же по показаниям и вне зависимости от времени суток.

— Какие травмы дети получают в ДТП наиболее часто? Какие из них самые сложные и требуют в дальнейшем долгой реабилитации?

— Чаще всего страдает голова, грудная клетка, живот, далее, как правило, переломы рук, ног, позвоночника. К самым тяжелым травмам, требующим длительного восстановления, относятся черепно-мозговые травмы или осложненные позвоночно-спинномозговые травмы. Лечение и восстановление долгие и не всегда прогнозируемые.

— Были ли на вашей практике случаи, когда ребенок так и не смог оправиться от последствий ДТП (остался инвалидом)?

— К сожалению, даже за мой не такой долгий период работы такие случаи были. Часть из них я наблюдаю до сих пор. Кто-то потихоньку восстанавливается, кто-то же приобрел стойкие неврологические нарушения, с которыми уже придется смириться.

— Как часто родители виноваты в том, что дети попадают в ДТП (не пристегивают, не сажают в детское кресло и т. д.)?

— Как я уже упоминал в начале нашего разговора, специальные приспособления для безопасности ребенка в машине позволяют уменьшить тяжесть травмы, полученной в результате ДТП. К вопросу о том, кто виноват в ДТП. Юридической стороной вопроса занимаются сотрудники ГИБДД, а если рассматривать морально-психологический аспект, то многим, пожалуй, известна фраза о том, что «во всём, что случается с ребенком, виноват в конечном итоге взрослый».

Когда ребенок приходит в себя — первым делом зовет родителей

— Какая самая сложная операция была в вашей практике, как в моральном, так и в физическом плане?

— В физическом плане, думаю, что самые сложные операции были в начале моей карьеры, когда ощущалась нехватка опыта, постоянно сопровождала неуверенность в сделанном. Не скажу, что сейчас я всё знаю и умею, но появилась уверенность в своих действиях и накопилась внушительная база знаний, полученных в ходе работы. В голове сразу же имеется четкий план операции, ее этапы, готовность к возможным осложнениям и варианты их решения. В моральном плане — затрудняюсь ответить однозначно. Хотелось бы сказать, что это было раньше, но, думаю, самым морально тяжелым выдался 2022-й. Через нашу больницу прошло много детей с черепно-мозговой травмой в результате ДТП, часть из них была оперирована, часть лечилась консервативно. Но у некоторых из этих детей родители погибли в момент ДТП. И когда ребенок приходил в себя, первым делом он искал и звал родителей. Это вообще, пожалуй, самый морально тяжелый аспект в нашей работе. В какой-то мере спасали ситуацию бабушки, дедушки, тети, но у кого-то не было и их.

— Приходилось ли вам выходить к родителям и говорить, что не удалось спасти ребенка?

— Да, такое тоже бывало не раз. Мне кажется, подобрать правильные слова в этой ситуации невозможно.

— Чаще вам удается спасти жизнь ребенка или наоборот?

— К счастью, в большинстве случаев дети поправляются. Всё-таки детский организм, лишь на первый взгляд слабый, нацелен в первую очередь на то, чтобы расти, развиваться, и возможности восстановления в нем очень велики. Но не безграничны, и об этом нужно помнить.

«В кабинете висят фото моих пациентов»


— Как вам удается справляться со смертью своих пациентов? Насколько сильно вы переживаете? И стали ли вы сейчас относиться к этому спокойнее, чем в начале вашей работы?

— Конечно, это часть моей работы, но абстрагироваться от этого до сих пор не научился. С каждым из своих пациентов проживаешь маленькую жизнь за время нахождения в больнице. Иногда она со счастливым финалом, иногда — нет. При печальном развитии сценария переживаешь это горе вместе с родителями, стараешься найти нужные слова, ведь все мы живые люди. В 2021 году, после того как с большим трудом, но получилось вылечить одного из моих маленьких пациентов, родители подарили мне его фото на память. Теперь в моем кабинете над рабочим местом есть пробковая доска, которая полнится такими маленькими победами. Всё же иногда медицина в самых, казалось бы, безнадежных и тяжелых случаях оказывалась победителем.

— Расскажите, пожалуйста, о нескольких случаях из своей практики? Это могут быть происшествия, которые наиболее вас затронули и потрясли.

— Чаще поражает глупость получения травмы. При выяснении более подробных обстоятельств часто из уст родителей звучат такие вещи, имя которым — безответственность. Разрешить ребенку самому управлять транспортным средством, игнорировать использование детского кресла, разрешать что-то потенциально опасное, просто потому что сам родитель пробовал подобное в детстве, и с ним ничего не случилось. Банально не следить за ребенком, ведь быть полностью вовлеченным очень непросто. Обобщая всё вышесказанное, еще раз повторю — это называется безответственностью.

— Как вы считаете, почему ежегодно в России так много детей погибают в ДТП?

— В нашей стране, к сожалению, крайне низкая культура. Зачастую родители не до конца осознают всю ответственность, когда перевозят в машине ребенка. Сюда же можно отнести и особенность нашего менталитета, яркой чертой которого является зачастую слепая уверенность в том, что это случится с кем угодно, но не с тобой. Лучше не играть с огнем и перестраховаться. Это еще никому не навредило.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем