1 октября четверг
СЕЙЧАС +17°С

Высотки, покрытые тайной: власти дали ход застройке, которую жители считают социальной катастрофой

Как на жизни Ярославля отразится появление гигантского микрорайона

Поделиться

Вокруг будущего строительства идут ожесточенные споры

Вокруг будущего строительства идут ожесточенные споры

Власти дали ход застройке, ярославцы называют это социальной катастрофой

В Ярославле возродили проект огромного микрорайона, который жители именуют социальной катастрофой для города, а именно — для Заволжского района. В планах возвести такое количество высоток и на такой площади, что это почти сопоставимо с размером, например, «Пятёрки». Микрорайон построят в Ярославском муниципальном районе сразу за продуктовым гипермаркетом — в народе это называют застройкой посёлка Красный бор.

Почему строительство нового жилья вызывает гнев у ярославцев? Какие планы у застройщика на эту территорию, и какова роль властей в этой истории — в нашем материале.

Почему социальная катастрофа

Новый район станет фактически продолжением Заволжского района Ярославля, хотя юридически будет относиться к загородной территории. А значит, сотни, а то и тысячи автомобилей поедут по и без того перегруженному автотранспортом району. Выдержит ли этот поток Октябрьский мост? Вопрос риторический, ведь уже сейчас в ежедневном режиме жители Заволжского района закладывают около двух часов на дорогу до центра города и обратно.

Тысячам новых жителей также нужны школы и детские сады, нужны больницы.

Самый первый проект застройки на 41 многоэтажку и 24 тысячи жителей

Самый первый проект застройки на 41 многоэтажку и 24 тысячи жителей

— К сожалению, жилые комплексы у нас строятся намного быстрее, чем садики и школы. С 2009 года в генплане района прописаны и школа, и сад. А по факту строятся жилые комплексы, а не садики и школы, — рассказывает депутат от Ярославского района и местная жительница Татьяна Шамина. — Тот же вопрос с дорогами. Власти обязать собственника строить дороги не могут, зато могут выдать разрешение на строительство. А дороги — где они потом?

Из второстепенных причин: многоэтажки рядом с частными коттеджами и дачами мало радуют местных жителей.

— Люди покупали землю за городом, чтобы сажать огород, жить на природе, а не среди многоэтажек. А тут на тебя с балкона будут свысока смотреть, окурки вниз кидать, — считает Татьяна Шамина. — По последнему проекту, который мы видели, высотки подберутся вплотную к частным домам.

Что делают власти

Впервые эту землю тронули в 2016 году, когда на публичных слушаниях в администрации Ярославского района решили изменить назначение земель в Красном бору. Была малоэтажная застройка, стала — многоэтажная. Половина участка будущего района теперь относится к зоне многоэтажной жилой застройки (Ж1), позволяющей строить дома от 4 до 9 этажей, в некоторых случаях — до 11. Эта часть расположена сразу за продуктовым супермаркетом. Другая половина района, что ближе к деревне Алешково и коттеджным посёлкам, относится к зоне среднеэтажной жилой застройки (Ж-2), разрешающей возвести дома не выше пяти этажей.

Ярославль неизбежно обрастает приграничными районами

Ярославль неизбежно обрастает приграничными районами

— Тогда никто не знал о публичных слушаниях. Информация о них была на сайте администрации и в официальной газете администрации «Агрокурьер», которую распространяют в количестве порядка 1000 штук на район. Уже после, когда эта история всплыла, люди стали приходить и голосовать против проекта, — рассказала Шамина.

Одно из таких голосований за версию проекта застройки прошло со скандалом: жители заподозрили сторонних участников без прописки в районе, которые голосовали за. В попытке остановить высотную застройку ярославцы даже создали петицию, обращаясь к губернатору области и президенту:

Ярославцы считают такую застройку проблемой для всего города 

Ярославцы считают такую застройку проблемой для всего города 

— Администрация Ярославского района не в состоянии обеспечить в полном объеме социальной и транспортной инфраструктурой жителей района уже сегодня. А предлагаемый проект предусматривает фактически удвоение числа жителей, что неизбежно приведёт к социальному коллапсу, — говорилось в петиции.

Справедливости ради, в посёлке Красный бор в этом году должны достроить трёхэтажный детский сад «Совёнок» на 90 мест. Однако этого хватит только чтобы едва закрывать текущие потребности.

Кто застройщик?

Совпадение или нет: под изменённое назначение земли появился и проект застройки. Однако имя самих застройщиков держится в секрете. Нам удалось пообщаться с куратором Ярославского района, членом Союза строителей России Сергеем Оховым. Он намекнул только, что территорией занимаются ярославские и московские девелоперы.

— Я представляю ассоциацию, которая курирует направления застройки в этом районе, — уточнил Сергей Охов. — Мне нравится подход девелоперов к этой территории, которая сейчас выглядит ужасно. Я уже видел первые проектные чертежи: в них есть такие фишки, как велосипедные дорожки, которые пройдут через весь район, не пересекаясь с автомобильными трассами. Точечные парковые зоны. Будет комфортный для проживания даже не микрорайон, а, можно сказать, район. Будет не так, как мы привыкли видеть в Брагино, где всё типовое. Запланирована этажность с домами-акцентами, которые не будут затмевать ни лесные массивы, ни школу, ни соседние участки.

Почему имя застройщика держится в такой тайне — непонятно.

Однако пока застройке не могут дать ход из-за того, что генеральный план и правила землепользования и застройки района не соотносятся друг с другом. На это во многом влияют решения местной администрации, решения публичных обсуждений жителей.

Каким будет новый район

Теперь уже пониже, чем изначально. Этажность проекта снизили после скандала и протестов ярославцев. Согласно первой версии проекта строить хотели высотки в 24 этажа, всего в районе планировали сдать около 40 домов.

— Мы создавали концепцию, стараясь сделать микрорайон с достаточным количеством парковок, но свободными от машин дворами. Основная застройка в сегодняшней версии — 4–6 этажей с ориентирами в виде 9-этажных зданий (таких домов в плане около 10–12 штук. — Прим.ред.). Мы постарались организовать ритм кварталов и визуальные доминанты, — рассказал архитектор Илья Клягин, чья компания дорабатывала проект. — Мы предложили все первые этажи сделать нежилыми — это диктует логика застройки последнего десятилетия. Убрали 24-этажные дома, на которые, к слову, уже были разрешения на строительство.

Предполагается, что строительство очередей района может растянуться на 10–15 лет

Предполагается, что строительство очередей района может растянуться на 10–15 лет

В новом квартале не будет плоскостных парковок, но будет много мест вдоль дорог и отдельные выделенные стоянки.

— Нужно развивать общественный транспорт, а не строить плоскостные парковки, — считает архитектор.

Хорошее замечание, но общественный транспорт — это уже задача властей, а не застройщика.

Что делают власти

Считают, что застройка будет удачным решением для пустующего перерытого поля.

— Заволжское сельское поселение является одним из самых динамично развивающихся в нашем районе, — рассказал первый заместитель главы Ярославского муниципального района Николай Степанов. — Вопрос строительства инфраструктуры в районе один из самых важных. А в пустом поле инфраструктуры не построишь. На 2020 год уже готовят проекты школы на 1100 мест и двух детских садов на 220 мест (в районе улицы Папанина) и в самом посёлке на 260 мест. С ними есть шанс попасть в федеральную программу. Будет строительство района — будут и новые школы с садиками.

Всем стоять?

Получается, чиновники открыто говорят о том, что в первую очередь — многоэтажки, а детские сады и школы — когда-нибудь потом.

Октябрьский мост и все прилегающие к нему улицы ежедневно стоят в пробках в часы пик

Октябрьский мост и все прилегающие к нему улицы ежедневно стоят в пробках в часы пик

При этом всё острее встаёт в Ярославле вопрос о строительстве третьего моста через Волгу, который планировали возводить вместе с Карабулинской развязкой, чтобы разгрузить Московский проспект, проспект Фрунзе и Октябрьский мост. Проектировщики города знали, что машин в будущем будет больше, и заранее мудро заложили в генеральный план идею с третьим мостом уже в конце 2000-х. Сегодня, в 2020 году, одна авария на втором Юбилейном мосту в Ярославле привела к тому, что в пробках стояло полгорода. А любое даже незначительное ДТП на мостах в разы увеличивает размер пробок в центре. Но третьего моста всё нет, зато есть обещания губернатора. И есть решения районных властей о гигантских стройках — решения с весьма туманными планами на инфраструктуру.

оцените материал

  • ЛАЙК7
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ17
  • ПЕЧАЛЬ8

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня.Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!