RU76
Погода

Сейчас-2°C

Сейчас в Ярославле

Погода-2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -5

0 м/c,

753мм 80%
Подробнее
USD 91,69
EUR 98,56
Город Непорочные: история тайного монастыря, который 10 лет существовал в Ярославской области

Непорочные: история тайного монастыря, который 10 лет существовал в Ярославской области

Религиозная община при советской власти маскировалась под рабочую коммуну

Деревня Захарьево в Первомайском районе Ярославской области стала местом основания тайного женского монастыря

В прошлом Ярославской области немало радостных и печальных событий, страниц, штрихов. Но уверены, что далеко не все знают интереснейшую историю о тайном монастыре, который находился на территории нынешнего Первомайского района. Он был создан в 1921 году в деревне Захарьево.

Первомайский район с центром в селе Кукобой был образован 10 июня 1929 года в составе Ярославского округа Ивановской Промышленной области. До 1929 года это была территория Пошехонского уезда.

При советской власти пошли гонения на Церковь, вести религиозную деятельность было опасно. Поэтому монахини замаскировали свою обитель под женскую коммуну. Так тайный монастырь просуществовал 10 лет!

Материалы о коммуне много лет по крупицам собирали ученики и сотрудники Первомайской средней школы в селе Кукобой во главе с преподавателем Ириной Деруновой. В учебном заведении даже открыт музей, посвященный монастырю. А в 2023 году вышел фильм «Под Знаменем Веры Христовой» Творческого коллектива Народной Киностудии «Юность» Дворца культуры «Магистраль» и Независимой Телевизионной компании «Заволжье» Ярославля (режиссер Сергей Коровин), где подробно изложена вся хронология событий, приведены архивные документы и даже свидетельства очевидцев. В этой статье мы публикуем историю монастыря, которая изложена в исследованиях краеведов Первомайской школы и упомянутом фильме.

Артель с православной душой

Отцом-основателем тайного монастыря в Захарьево стал архимандрит Никон Чулков, известный как последний настоятель Свято-Троицкого Павло-Обнорского православного мужского монастыря в Вологодской области. Этот монастырь возник в далеком 1414 году, а в 1924 году его окончательно закрыли коммунисты. Но уже в 1921 году в монастыре разместили коммуну из бедняков окрестных сел, настоятель был ими отстранен от управления, но насельники еще оставались. И именно в это время архимандрит Никон дал благословление на создание тайного женского монастыря в Захарьево.

Архимандрит Никон — основатель тайного монастыря

Изначально в общину вошли семь девушек. Они разместились в доме дочери пономаря местной церкви — Александры Соловьевой. А ее племянница Анна, бывшая учительница, возглавила коллектив. Вторым лидером монахинь считают Анну Благовещенскую — также дочь священника.

— Ее считали земным ангелом. Хорошая она была, — приводятся в фильме «Под знаменем Веры Христовой» слова одной из насельниц тайного монастыря Елены Проворовой.

Анна Благовещенская — одна из лидеров православной общины
Анна Соловьева также стояла у истоков общины

Чтобы иметь возможность существовать и действовать, общину оформили как сельскохозяйственную артель. Никто из посторонних не знал, что в ней на самом деле царили мо­на­стыр­ский уста­в и по­слу­ша­ни­я­. Хотя поначалу все женщины открыто ходили в храм, молились и причащались.

Артели даже выделили земли для возделывания. Правда, эта территория была засажена лесом, который пришлось сжечь. А потом с большим трудом освобождали участок от пней. Но послушницы тайного монастыря справились и с этим.

— По благословению отца Никона в общину приходили девушки, женщины, вдовы, многие были из семей духовенства. В общине вели строгий монастырский образ жизни, много молились и трудились. До 1927 года отец Никон часто приезжал в общину, указывал места для полей и строительства, — писала Ирина Дерунова в своей статье «Непростая коммуна».

Постепенно количество женщин в тайном монастыре увеличилось до сотни.

— Они освоили несколько ремесел, на территории заработали восемь предприятий, были свои кирпичные, кожевенные заводы, швейные, сапожные мастерские, кузница, ветряная мельница. Женщины рубили лес, выкорчевывали пни, засеивали хлебом поля. Запрет на появление в артели мужчин оправдывали вызовом сильному полу, что звучало в те годы вполне по-советски. Баба, которая до советской власти и человеком-то не считалась, теперь может чувствовать себя таким же строителем социалистической жизни, как мужчина. Она может быть и пахарем, и плотником, и сапожником, и на деле доказать свою мощь, свою независимость от мужчин, доказать, что женщина действительно может управлять государством, — повествуется в фильме «Под Знаменем Веры Христовой».

Насельницы монастыря не боялись никакой работы

В 1928 году Захарьевская сельскохозяйственная артель была переименована в Первомайскую коммуну имени Крупской.

— Почему имени Крупской? Ответ мы нашли в архиве Ярославской области. Как рассказывали сами коммунарки, Надежда Крупская пользовалась у них авторитетом. Соловьева сама не раз ездила в Москву, встречалась с Надеждой Константиновной, говорила, что Крупская знает об их коммуне, поддерживает ее. И даже помогла получить трактор, — сообщили авторы фильма «Под Знаменем Веры Христовой».

Участницы общины во многом преуспели. Их поселение разрослось новыми домами, они держали скотину, выращивали овощи и зерно, освоили различные профессии. За изящными туфельками на каблучках, которые шили в общине, приезжали модницы со всей округи.

— Они делали и туфли, и ботиночки, и сапоги мужские и женские, — рассказала исследовательница Ирина Дерунова.

Те самые сапожки, за которыми приезжали модницы, — с каблучком и мехом, тонкая работа

Во всесоюзном смотре на лучшие колхозы-коммуны артель из Захарьево получила третью премию. В Первомайскую коммуну начали съезжаться журналисты ведущих изданий страны и области, писали хвалебные статьи. Но за это насельницам пришлось заплатить и горькую плату. Под давлением общественности нескольким монахиням пришлось вступить в комсомол и партию. Архимандрит Никон, понимая ситуацию, благословил женщин на это.

— Для сестер это была внутренняя личная трагедия. По свидетельству священника, который там служил, — отца Леонида Киселёва — они приходили и горько плакали. Каялись, что они публично исповедуют атеизм, — рассказал в фильме «Под Знаменем Веры Христовой» архимандрит Дамаскин (Орловский), научный руководитель Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской православной церкви», доктор исторических наук.

Женскую коммуну ставили в пример другим

Дело непорочных

Но успехи монахинь не давали покоя злопыхателям. Начались доносы. Масло в огонь подлило и то, что коммуна, насчитывавшая уже 104 человека и числившаяся в числе ведущих хозяйств, отказалась объединяться с упадочным колхозом «Новая деревня». В последнем жили семейные пары.

Официально именно это называли коммунарки основанием своего отказа. Это не понравилось властям. На женскую коммуну начали искать компромат, вспомнили, что некоторые девушки появлялись в местном храме. В органах безопасности разработку в отношении насельниц назвали «Непорочные». Она и стала причиной падения тайного монастыря.

И в 1931 году Анна Соловьева, Анна Благовещенская и еще несколько человек были арестованы по обвинению в контрреволюционной деятельности. В 1932 году прошел суд, который приговорил женщин к заключению на сроки от 3 до 5 лет. Отбывать наказание их отправили в лагерь «Ивановский совхоз», который обслуживал сотрудников НКВД.

— Коммунарки, привычные к тяжелому сельскому труду, и в лагере разрабатывают огороды и сады, засеивают поля, доят коров — всё это для обеспечения продуктами работников НКВД. За добросовестный труд бывшую начальницу Первомайской коммуны Анну Соловьеву досрочно освобождают, но она отказывается покинуть лагерь до тех пор, пока отсюда не уедут последние из осужденных, — рассказывается в фильме «Под Знаменем Веры Христовой».

После заключения Анна Соловьева отправилась в Калужскую область и стала учительницей русского языка и литературы. Но под конец жизни, пережив войну и уйдя на пенсию, она вернулась в Захарьево, где еще жили некоторые бывшие насельницы тайного монастыря.

В музее Пречистенской школы представлены вещи монашек

Судьба Анны Благовещенской сложилась более трагично. После освобождения из лагеря она поселилась в Рыбинском районе, устроилась псаломщицей в храм. В 1937 году ее повторно арестовали по обвинению в активном участии в контрреволюционной подпольной группе церковников. Якобы она осуществляла связь Никона с бывшими коммунарками, а те якобы готовились к войне и смене власти, чтобы их монастырь наконец вышел из тени. 11 марта 1938 года Анну Благовещенскую расстреляли. Тогда женщине исполнилось 40 лет. Где похоронили Анну Благовещенскую, до сих пор неизвестно. А в августе 2000 года ее причислили к лику новомучеников.

Архимандрита Никона арестовали в декабре 1932 года. Его также обвинили в организации контрреволюционной группы и вербовке контрреволюционных кадров для свержения советской власти. В 1933 году его приговорили к ссылке в Казахстан на три года. Но через три месяца по справке от тюремного врача о плохом здоровье освободили.

После этого он жил в Рыбинском районе, продолжал тайно совершать молебны. В 1939 году его арестовали повторно. Обвинили в организации нелегальной антисоветской организации. В 1940 году приговорили к тюремному заключению на 10 лет. Но столько находиться в заключении Никону было не суждено. 31 декабря 1941 года он умер в Соль-Илецкой тюрьме НКВД СССР Оренбургской области.

Конец общины

После ареста членов коммуны ее имущество передали колхозу «Новая деревня». В Захарьево к тому времени осталось около 30 насельниц тайного монастыря. Здесь они жили практически до смерти. Большинство женщин так и не вышли замуж и жили общиной.

— В 80–90-е годы старшеклассники школы с большим удовольствием ездили в Захарьево за пять километров от Кукобоя, чтобы помочь престарелым коммунаркам по хозяйству. Более двадцати лет назад оставшихся женщин перевезли в Кукобой, а в 2004 году умерла последняя из них — Елена Васильевна Проворова, — рассказала Ирина Дерунова.

Многие тайные монахини так и остались жить и работать в Захарьино, а потом переехали в Кукобой
Одна из последних насельниц — Елена Проворова

Само село Захарьево сейчас уже перестало существовать. Домов здесь не осталось, только руины храма Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом с ним — могилы тайных монахинь, которые, несмотря на все испытания, так и не предали веру в Бога.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем