В Ярославле две пенсионерки уже несколько лет выживают в разваливающемся бараке в Ленинском районе. Деревянное здание на улице Угличской, 65 в 1954 году построила железная дорога для своих сотрудников. Раньше это была коммуналка из двух квартир на шесть комнат и две кухни. Потом жилье передали городу. Сейчас в доме остались всего две жительницы — 83-летняя Лидия Крылова и 81-летняя Галина Наумова. Остальные обитатели барака умерли или съехали.
«Нам никто никогда не помогал!»
Обе женщины поселились в доме еще в молодости. Что касается Лидии Наумовой, то комнату в этой коммуналке изначально дали ее отцу. Он работал в строительной организации при железной дороге. Со слов женщины, участвовал в строительстве вокзала Ярославль-Главный. При этом основная часть семьи — мама, сама Лидия Николаевна и ее брат — тогда жили в деревне. После смерти мамы дети с отцом окончательно перебрались в Ярославль. Брат также устроился на железную дорогу. Потом он съехал, отец умер. Лидия Николаевна осталась одна.
Галину Наумову жить сюда привел муж — работник железной дороги. Сейчас он уже умер, сына убили. Женщина, как и соседка, живет в своей части дома в одиночку.
Пенсионерки говорят, что нормального ремонта в здании не было с момента его постройки. Около 20 лет назад в доме случился пожар, железнодорожники по старой памяти помогли сделать временную крышу. После этого процесс заглох. Жильцы опять остались со своими проблемами один на один. Хотя уже тогда строители говорили, что дом нужно либо капитально ремонтировать, либо сносить.
— Управляющей компании у нас нет. Нам никто никогда не помогал. Крыльцо мы три раза делали за свои деньги. Входную дверь тоже сами меняли — прежняя уже вся была разбита. Здесь шпана часто гуляет — даже иногда забираются в дом. Но у нас особо взять нечего! — пожаловалась Лидия Крылова.
«Захлебываюсь дымом!»
Вода в доме только холодная. А зимой и ее часто не бывает из-за промерзания труб. Электропроводка в аварийном состоянии.
— Лампочки на несколько дней хватает, потом перегорают, — говорит Лидия Крылова.
Отопление печное. С ним тоже проблемы. Большая часть печей в доме уже пришла в негодность — осыпалась и разрушилась изнутри. Из-за этого в квартирах осенью и зимой всегда холодно. Пенсионерки почти всегда ходят дома в верхней одежде.
— Печка худая — тепло не держится. Как ни топи, а всё равно будет холодно. Зимой стены и потолок промерзают, покрываются инеем, — пожаловалась Лидия Николаевна.
— А я захлебываюсь дымом — он прямо в квартиру идет! А чего я могу сделать? Открываю настежь входную дверь — опять становится холодно. Ночью, бывает, сяду к печке спиной, посижу, чтобы хоть немного согреться, — поддержала соседку Галина Константиновна.
Еще одна беда — в дождь протекает кровля.
— А стены какие! — Лидия Крылова стучит по деревоплите. — Они уже полые внутри, там всё осыпалось! Рамы тоже обветшали, плотно не закрываются! Везде щели!
Дом атаковали крысы и мыши. Лидия Крылова показала нам многочисленные дыры в стенах и полу, проеденные грызунами.
Обещали расселить еще при Волончунасе
Признать дом аварийным и расселить, по словам Лидии Крыловой, власти обещали еще при мэре Викторе Волончунасе. Но дальше слов дело не пошло. Жительницы жаловались куда только можно. В итоге в 2023 году дом, наконец, признали аварийным. Правда, о сроках его расселения пенсионеркам не сказали.
— Здесь ведь не пьяницы какие-то жили, а все хорошие люди. И мы вынуждены сейчас в таких условиях жить! — не выдержала и разрыдалась Лидия Николаевна.
— На нас плюнули и растерли! — подытожила Галина Наумова.
Виктор Волончунас возглавлял Ярославль с 18 декабря 1991 по 11 апреля 2012 года.
Переезд в 2035 году?
К счастью, сейчас забрезжила надежда на решение жилищного вопроса пенсионерок. Женщинам начал помогать депутат Ярославской областной думы Михаил Писарец.
— В четверг на личном приеме получил обращение о бедственном положении двух пожилых женщин. Они проживают в доме, который только в этом году признан аварийным. Дом деревянный и очень ветхий, отопление печное, сами печи в аварийном состоянии, вода зимой не поступает (перемораживает трубы), аварийная электропроводка, крысы. Возникало серьезное опасение, смогут ли жильцы перезимовать в таком доме, — рассказал Писарец.
Депутат обратился к главе администрации Кировского и Ленинского районов Алексею Сокову. Тот выехал на место и, убедившись, что ситуация критическая, пообещал предоставить женщинам временное жилье в маневренном фонде, где они смогут дождаться расселения. Пенсионеркам нужно только написать заявления и приехать в администрацию для оформления документов.
Нам женщины признались, что пока не совсем понимают, как всё будет происходить.
— Если всё устроит, то переедем, — говорят соседки.
В мэрии Ярославля нам дополнительно сообщили, что дом № 65 по улице Угличской, действительно, был признан аварийным и подлежащим сносу. Это произошло в мае 2023 года.
— Всего подлежат расселению четыре жилых помещения общей площадью 111,4 кв. м. Из них два жилых помещения в собственности граждан общей площадью 38 кв. м, два жилых помещения в муниципальной собственности, — добавили в департаменте градостроительства мэрии.
Правда, расселить дом планируют не позднее 2035 года. Оговорка «не позднее» означает, что могут и непосредственно в 2035 году. Дождутся ли этого счастливого дня бабушки, неизвестно. Возможно, проводить свои дни в нормальных условиях так и останется для них несбыточной мечтой до конца жизни.
Напомним, мы писали, что в центре Ярославля две пенсионерки вынуждены выживать в доме, практически полностью выкупленном под офисы.