Ярославские кладбища — это тоже в своем роде история нашего края. Здесь покоятся люди, которые внесли неоценимый вклад в развитие области и прославившие ее. Особенно много могил знаменитостей разных лет можно найти на Леонтьевском кладбище, которое находится почти в центре города — на улице Угличской.
Хоронили всех подряд
Кладбище появилось в конце XVIII века. Массовые захоронения здесь шли до 1960-х годов. Это сейчас оно считается элитным, когда-то здесь хоронили всех подряд.
За основной территорией, ближе к железной дороге, располагался сектор для умерших от холеры. Затем кладбище закрыли для погребений. А в 1990-х годах открыли вновь. С этого времени хоронить здесь стали преимущественно известных и уважаемых людей — в том смысле, в каком это понимали люди. Поэтому здесь можно встретить среди захоронений могилы братков, погибших в разборках в лихие 90-е.
Затем, уже в 2000-е годы, когда кладбище находилось в ведении епархии, начали греметь скандалы из-за слухов о том, что за деньги на Леонтьевском разрешают хоронить, причем якобы были случаи, когда новые могилы появлялись на месте старых. СМИ даже писали о прокурорской проверке, правда, по другой теме. Когда места для захоронений еще оставались, чтобы получить их, родственники платили большие деньги. Говорилось, что оформлено это было как пожертвования — об этом писала газета «Ярославский регион», принадлежащая правительству области.
В начале 2020 года церковь решила отказаться от части кладбища из-за нехватки денег на то, чтобы содержать его по нормам.
Мы прошлись по Леонтьевскому кладбищу и нашли могилы знаменитостей разных лет. В этой статье мы расскажем о некоторых из них. Начнем из глубины веков и будем продвигаться ближе к нашим дням.
Купцы и промышленники Пастуховы
Семья Пастуховых с конца XVIII до начала XX веков прошла длинный путь от небогатых купцов до потомственных дворян. Род произошел от потомственных горожан Ярославля. Отсчет его ведут с Матвея Петровича Пастухова (1731–1802).
Основным занятием семьи была торговля — хлебом, пенькой, фарфором и хрусталем, льном, французскими винами. Постепенно главным товаром стало железо, которое они закупали непосредственно у производителей. В этом виде торговли Пастуховы стали одними из крупнейших в стране. В 1840–1850-х годах купцы начали вкладывать деньги в промышленность. В основном они приобретали заводы, изготавливавшие железо и чугун. Также покупали недвижимость. Писатель Александр Дюма, побывавший в России в то время, назвал Пастуховых «дважды или трижды миллионерами». По приблизительным подсчетам, на 1860 год они владели капиталом в 1 миллион 750 тысяч рублей. Это был самый большой купеческий капитал Ярославля в середине XIX века. При этом Пастуховы были и благотворителями — помогали сиротам, пожилым, больным.
Одним из самых значимых деяний члена рода Пастуховых — Николая Петровича было создание в Ярославле на свои средства механико-технического училища и ремесленной школы при нём на 240 учащихся.
Производители колоколов Оловянишниковы
Оловянишниковы — еще один известный ярославский купеческий род, происходящий из монастырских крестьян. Семья прославилась литьем колоколов. Родословная семьи начинается с Осипа Оловянишникова, который жил в 1656–1717 годах.
По сохранившимся записям, он занимался литьем олова. А его сыновья начали отливать колокола. Известно, что внук Осипа Оловянишникова — Григорий Федорович в 1766 году изготовил колокол для Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове. Вес изделия составлял 163 пуда 8 фунтов (это 2673 килограмма), с надписью: «…лит во граде Ярославле на заводе Федора Григорьева Оловянишникова». Это одно из самых ранних упоминаний о прославившемся на всю Россию колокололитейном заводе. Сын Григория Федоровича Порфирий укрепил отцовское наследство, продолжив дело по изготовлению колоколов. Также он был владельцем медного, свинцово-белильного завода и шелковой фабрики. Занимался благотворительностью. Порфирий Григорьевич на свои деньги построил в Ярославле больницу для бедных, первый (деревянный) мост через Которосль. Сын Порфирия Григорьевича — купец Иван был городским головой.
В XIX веке на заводе Оловянишниковых отливали колокола для петербургского Троицкого собора, для придворных церквей в Петергофе и Царском Селе, для звонниц ростовских Петровского и Авраамиева монастырей, для многочисленных сёл Ярославской губернии. В 1856 году мастером Чарышниковым был отлит для звонницы ростовского Успенского собора знаменитый колокол «Голодарь». При Иване Порфирьевиче шелковая фабрика стала достопримечательностью Ярославля, и все члены царской семьи (в частности, Николай I в 1834 году) и другие видные посетители города осматривали ее. Старший сын Ивана Порфирьевича Арсений в 1861 году на собственные средства перестроил Знаменскую часовню.
На Леонтьевском кладбище много могил с этой фамилией на памятниках. Вот некоторые из них:
Купцы Вахрамеевы
Вахрамеевы — знаменитый ярославский купеческий род, оставивший глубокий след в истории, экономике и культуре Ярославля. Они занимались табачным, белильным, помадным, ватным производством. Продавали бакалею и парфюмерию. Владели мукомольными заводами. Другой сферой вложения капиталов семьи Вахрамеевых стало химическое производство. В начале XX века они владели четырьмя предприятиями этой отрасли: двумя свинцово-белильными и краскотерочными, одним свинцово-белильным и одним химическим и свинцово-прокатным. Свои товары они продавали как в России, так и за границей. В 1913 году открыли типографию, которую после революции национализировали.
Члены семьи не раз становились городскими головами, занимались благотворительностью, ремонтировали храмы.
Литератор Леонид Трефолев
А это могила Леонида Николаевича Трефолева. Его именем названа одна из улиц в центре Ярославля. Трефолев — русский поэт, переводчик, историк, журналист, краевед. Родился в 1839 году в Любиме, умер в 1905 году.
Трефолев стоял у истоков новой области в литературе — отображении в поэзии сферы житейских невзгод, случаев, мелочей. Его волновало то, из чего, собственно, и состояла, жизнь людей, то, что составляло основу национального характера. Видимо, поэтому из-под его пера вышли песни, которые многие до сих пор считают народными: «Песня о камаринском мужике», «Дубинушка», «Когда я на почте служил ямщиком» (это перевод Трефолева с польского языка стихотворения, написанного Людвиком Кондратовичем) и другие.
Руководитель ОПГ
Александр Еранцев — тоже своего рода легендарная личность. Только, скорее, со знаком минус. Еранцев возглавлял ОПГ во второй половине 90-х годов. Говорят, что сам он выступал за здоровый образ жизни, был спортсменом, закончил физвос педагогического университета.
Его группировка контролировала в городе большую часть бизнеса. После кровавых разборок с другими группировками в 1995 году Еранцева объявили в розыск, и он спешно уехал из Ярославля в Москву. Там зимой 2004-го его нашли мертвым. Участники Еранцевской ОПГ договорились о захоронении его на историческом кладбище в центральной части Ярославля. Представители духовенства, которому тогда принадлежало Леонтьевское кладбище, дали бандитам добро. Но поставили условие — братки должны были построить на кладбище часовню. Обе стороны выполнили договоренности. В результате на кладбище на месте захоронения известного купеческого рода Соболевых появилась часовня, возведенная на общие деньги членов ОПГ. Могилу Еранцева разместили у ее северной стены.
Волейбольный тренер Сергей Овчинников
29 августа 2012 года на 44-м году жизни скончался главный тренер женской сборной России по волейболу и московского «Динамо» Сергей Овчинников. Сергей Овчинников родился в Комсомольске-на-Амуре. С Ярославлем его связывает то, что он сначала играл сам в местной волейбольной команде «Нефтяник», а потом стал ее тренером. Также в Ярославле жила его семья — жена и двое детей.
Овчинников работал в тренерском штабе московского «Динамо», студенческой сборной России. В 2011 году Овчинникова назначили главным тренером женской сборной России. На Олимпиаде-2012 национальная команда под руководством Овчинникова заняла пятое место. Говорят, тренер считал этот результат неудовлетворительным.
Известно, что Сергей Овчинников покончил с собой в номере гостиницы «Диамант» в хорватском городе Пореч. Там московская волейбольная команда «Динамо» проходила тренировочные сборы. Причины этого шага были неизвестны.
Хоккеисты «Локомотива»
Именно на Леонтьевском кладбище похоронены хоккеисты ярославского «Локомотива», погибшие в авиакатастрофе в 2011 году. Наверное, каждый ярославец до сих пор помнит тот страшный день 7 сентября. Самолет Як-42 авиакомпании «Як Сервис» должен был доставить команду на игру в Минск. Но во время разгона авиалайнер выехал за пределы взлетной полосы, начал резко набирать высоту, задел левым крылом вышку радиомаяка, накренился и рухнул на землю. Погибли 44 человека, которые находились на борту: основной состав команды, тренеры, обслуживающий персонал, экипаж. В живых остался только бортинженер Александр Сизов. Официальной причиной катастрофы считается ошибка экипажа: якобы кто-то из пилотов во время разбега и взлета самолета жал на тормозные педали.
В каждую годовщину трагедии на Леонтьевское кладбище приезжают родные погибших ребят и хоккейные болельщики, чтобы почтить память любимых спортсменов.
Почитать про Леонтьевское кладбище Ярославля можно также в нашей рубрике «Кладбища с историей», где наш корреспондент гуляла по местам захоронения с историком Ниной Обнорской.