Город Здоровье эксперимент «Недоступная среда»: журналист на инвалидной коляске перевернулся, пытаясь проехать по центру Ярославля

«Недоступная среда»: журналист на инвалидной коляске перевернулся, пытаясь проехать по центру Ярославля

Мучительный репортаж с неудавшейся прогулки

Упал, попытавшись проехать по центру города

В Ярославской области власти регулярно отчитываются о помощи людям с физическими особенностями: организуют волонтерские отряды, депутаты и чиновники публикуют фотографии со встреч, а регион получает через госпрограмму «Доступная среда» десятки миллионов рублей. Но реальность остается такой, что доступным город трудно назвать даже для тех, кто может передвигаться на своих двоих. Мы решили провести эксперимент и попытались прогуляться по центру Ярославля на инвалидной коляске. Спойлер: прогулка оказалась жестоким испытанием.

«Недоступная среда»: проверяем центр Ярославля

Бесконечные бордюры

Проверку мы начали с Красной площади. Маршрут проложили от нее по улице Первомайской через площадь Волкова и далее с заездом на обновленный участок у Ротонды, Комсомольскую улицу. Кстати, мысль проверить центр на доступность и адаптивность пришла ко мне после падения с самоката из-за наезда на бордюр. Поэтому инвалиды-колясочники, любители самокатов вроде меня и мамочки с колясками оказываются автоматически в одной группе с теми, для кого важны ровные улицы. Плюсом сюда можно добавить и тех, кто имеет проблемы со зрением: запнуться о поребрик проще простого.

Я сажусь в коляску и стараюсь забыть про то, что ноги у меня всё еще есть: люди-колясочники не могут ими воспользоваться, а управлять положением кресла-коляски приходится только с помощью наклонов туловища и рук.

Сразу попадаю в ситуацию, в которой, не будь у меня ног, обязательно бы рухнул на проезжую часть на улице Красный съезд. Данный переход получает 0 баллов доступности из 10 по нашей личной оценке.

Еще чуть-чуть — и упал бы, если бы не имел ног

Словно в компьютерной игре, возвращаюсь к сохраненной исходной позиции и еду проверять следующий переход через улицу Первомайскую. Кое-как съезжаю, но заехать не могу: если я наклоню туловище назад и «закину» передние колесики на тротуар, то рискую упасть уже спиной. 0 баллов доступности из 10.

Пытаюсь заехать, но не получается

Переход через улицу Первомайскую на Красной площади на первый взгляд кажется удобным. Примечательно, что в данном случае в этом месте было снижение бордюра для удобства заезда, но на этом месте поставили забор. Спасибо за безопасность, он мне очень помог.

Следующий переход — через улицу Советскую, и он тоже получает 0 баллов из-за таких же бордюров. Проехав пару метров, я сталкиваюсь с новой проблемой. Тонкие и глубокие водостоки без сеточек, как неожиданно и приятно.

Застрял из-за водостока

Мчу по Первомайской, наклоняя коляску, пытаюсь преодолеть плитку, лужи и водостоки, как вдруг неожиданно падаю, без ног и прохожих я бы пролежал там долго. А имея проблемы с координацией, мог бы получить и новые травмы. Для понимания представьте, что «лежачие полицейские» на дороги стали выпуклыми вниз, а не вверх. Представили? Вот и мне не очень.

Упал при попытке проехать очередной водосток

Мы продолжаем прогулку. Этот маршрут — мой любимый, так я хожу практически каждый день. Уверен, что с коляской я бы так делать не смог.

Неравнодушный гражданин помог преодолеть водосток. Мужик, спасибо тебе!

Дальше — хуже. Перед нами знаменитые «первомайские» лужи.

На колесах даже легче, но рукам грязнее
Разбирается в вопросе, как рыба в воде
1 из 2
На колесах даже легче, но рукам грязнее

Переходы через улицу Депутатскую преодолеть получается, за что дадим ей 10 баллов: здесь есть уклоны дороги. А вот через улицу Первомайскую в районе Ротонды — 8 баллов. Я убрал 1 балл из-за лужи в начале, в месте углубления, и 1 балл — за короткое время светофора. Думаю, лужа появилась из-за углубления самого перехода и недостатков городской ливневки, а не бордюра.

По новенькому тротуару ездить проще простого

Выезжаем к Ротонде. С точки зрения колясочника оцениваю проведенные работы на 10 из 10: плитка ровная, водостоки более плавные, и я быстро проезжаю улицу. Однако переход на Торговом переулке получает 5 баллов: въехать на него я смог, а вот выехать не получилось. Не получилось бы у меня въехать и в заведения на этой улице: пандусов практически нигде нет.

Переход через улицу Комсомольскую получает 0 баллов: я не смог ни съехать с него, ни успеть проехать до конца действия зеленого сигнала светофора.

Пришлось себе помочь, встав на ноги

На улице Свободы я усмехнулся: спуск для инвалидов есть, но с обеих сторон огромные лужи, и их никак ни обойти, ни объехать.

Пользуемся доступной средой

Переход в целом проблемный. Вспомнил, как прошлой зимой я убирал здесь с друзьями снег: мэрия тогда не смогла организовать уборку снега после снегопада, мы взяли лопаты и убрали его там, где его было слишком много.

Зимой на коляске сюда можно не соваться

Не обошлось без посторонней помощи: переходивший дорогу мужчина помог вкатить меня на тротуар.

Неравнодушный человек решил помочь. Спасибо!

Предпоследний переход в нашем путешествии был через улицу Пушкина. Посмотрите на съезд, он прекрасен! Однозначно 10 баллов из 10 за легкую дорогу.

Хорошо, когда бордюр сделан по правилам

Переход через улицу Ушинского на Волковской площади уже менее прекрасен: очень высокий бордюр, за что даем ему 0 баллов. Не было бы у меня ног, то я не смог бы попасть в знаменитый Волковский театр по Пушкинской карте. Если подводить итоги этой прогулки, то вывод однозначный — фактически центр города недоступен для ярославцев на креслах-колясках. В том числе для приезжающих туристов с ограниченными возможностями.

«Выходить на улицу нет смысла»


Проехать по улице — это не самая главная проблема для прогулки. Руководитель добровольческого центра «Медведь» Екатерина Лапина считает, что людям с ограниченными возможностями сложно даже просто выйти из дома.

— Жить в городе самостоятельно таким людям — никак, а выходить на улицу порой не имеет смысла, — говорит Екатерина. — Чтобы добраться до этих улиц и бордюров, надо еще как-то выйти из дома, что иногда в принципе невозможно. Чтобы доехать до центра, нужен адаптированный общественный транспорт, которого по сути нет.

По ее словам, комплексное решение этой проблемы возможно только на государственном уровне.

— Положения программы «Доступная среда» способствуют созданию более комфортной жизни для людей с ОВЗ (ограниченными возможностями). К сожалению, в Ярославской области до сих пор не решена эта задача. Речь идет о создании условий как внутри, так и снаружи помещений, доступности транспорта, чтобы люди не ощущали ограничения в передвижении и получении информации. Мы видим, что нет доступа к важным социальным объектам: почте, социальным центрам, поликлиникам и так далее. Огромная проблема в передвижении по городу: отсутствие низкопольного транспорта, нежелание водителей помогать людям с инвалидностью пользоваться этим транспортом, узкие тротуары или их полнейшее отсутствие или непригодность, отсутствие съездов, высокие бордюры, открытые ливневки. Решение этих вопросов возможно только комплексно на государственном уровне. И это я еще молчу про толерантность по отношению к людям с инвалидностью.

Как решает проблему государство


На городском уровне — никак. В Ярославле в ближайшее время потратят 0 (ноль) рублей на улучшение доступной среды для всех горожан. Согласно последнему бюджету, городские власти в ближайшие 5 лет заложили 155 тысяч рублей на эти цели. Сюда относится и техническое обустройство города, и помощь в лечении и реабилитации. Причем в ближайшие два года — 2022 и 2023 — на эти цели не запланировано ни одного рубля. Это подтверждается утвержденной муниципальной программой «Доступная среда в городе Ярославле» и последним постановлением мэрии № 979.

С 2018 по 2020 год число инвалидов в городе уменьшилось почти на 4000 человек. На 1 января 2020 года в Ярославле проживало 608 353 человека, из них 48 352 — инвалиды, или 7,9% от всего населения города.

В связи с этим чиновники считают так:

«В последнее время на территории города Ярославля наблюдается относительная стабилизация роста инвалидизации населения. Достигнутые результаты являются следствием совершенствования уровня и качества медицинского и социального обслуживания инвалидов и их реабилитации и абилитации, реализации решений по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, повышения уровня их социально-экономического положения», — говорится в муниципальной программе.

О том, куда делись эти четыре тысячи человек, не говорится, однако и уже посчитанным приходится выживать в таких условиях. Между тем в России действует федеральная программа «Доступная среда», по которой в 2021 году Ярославской области в целом выделили 22,3 миллиона рублей.

Одной из целей этой программы стало увеличение доли инвалидов, «положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности до 66 процентов».

Что еще проверить на доступность?

Общественный транспорт
Государственные службы
Частные заведения, магазины
Благодарим Екатерину Лапину, ее общественную организацию «Добровольцы Ярославии» и добровольческий центр «Медведь» за оказанную помощь для проведения эксперимента. «Добровольцы Ярославии» занимаются оказанием помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, а также проводят бесплатные занятия по языку жестов.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем