СЕЙЧАС -2°С
Все новости
Все новости

«Маме так было удобнее»: девушка из деревенского детдома рассказала о жизни после него

Анастасия Барашкова переехала в Ярославль и простила родителей

Анастасия очень улыбчивая и позитивная девушка

Поделиться

Анастасии Барашковой 21 год. Она выросла в детдоме в небольшой ярославской деревне. А сейчас, в обыкновенной взрослой жизни, работает с детьми — учителем начальных классов. Про детдомовцев в обществе существуют разные мнения: одни считают, что эти дети выросли чуть ли не в условиях тюрьмы. Другие, наоборот, думают, что выходцы из детских домов — избалованные благами люди. А как на самом деле?

Анастасия в откровенном интервью 76.RU рассказала о жизни в детдоме и после него.

— Как ты оказалась в детдоме? Сколько лет тебе тогда было?

— Я не сразу попала в детдом. Сначала я была в реабилитационном центре, который является своеобразным распределителем. Пока ребенок находится там, родителям дается шанс исправиться и забрать ребенка в семью. Я пробыла там около года, до моих восьми лет. А потом, когда моих родителей окончательно лишили прав, попала в сам детдом.

— Помнишь своих родителей? Какими они были?

— Да, я помню и до сих пор общаюсь с мамой. Папа погиб. Есть две стороны: первая — это улыбающаяся, добрая мама, с которой все хорошо. Вторая — это мама, которая в пьяном угаре даже не понимает, что происходит. Папа был такой же. Правда, он меня очень любил. Они оба были морально слабоваты, поэтому начали пить и не попытались исправиться, когда у них был шанс, хотя на то был целый год. Я думаю, когда меня забрали, им просто было легче без меня.

— Как это — из своей семьи попасть в чужое место? Как привыкала к жизни в детдоме?

— Самое сложное — это детский коллектив. Там делят группы на мальчиков и девочек. К счастью, меня «бабовщина» особо не задела. Я была сама по себе. То есть те, кто постарше, могут периодически заставить младших убрать за ними постель или подежурить по уборке. Меня не трогали, и я никого не трогала. Я вообще сначала не верила, что задержусь там надолго. Родители говорили: «Подожди немножко, скоро мы тебя заберем», и все в таком духе. И до шестнадцати лет я жила с уверенностью в том, что я здесь ненадолго, что скоро я поеду домой. Когда взрослеешь, приходит осознание, что никто тебя забирать не собирается. Затем приходит смирение, я другой жизни-то и не помню, не представляю, что расти можно было как-то по-другому.

— Какие отношения были с родителями во время жизни в детдоме?


— Был очень долгий период, года два, когда мы не общались вообще. Одно время им даже запрещали приезжать ко мне, потому что их приезды заканчивались моими истериками. «Мама с папой приехали и опять меня с собой не забрали», — и каждый раз слезы. Потом они не звонили и не писали. Но у меня всегда был дядя, который меня навещал. Денег у него было немного, но он старался меня радовать. Помню, что привозил всегда орехи и зефир. Забрать он меня, конечно, не мог, потому что одинокому мужчине никто бы не отдал ребенка.

— Воспитатели в детдоме стараются вести себя как родители? У них это выходит?

— Все по-разному. Есть те, кто вкладывает душу целиком. Для кого-то это просто работа. Я считаю, что им не стоит вести себя как родителям. Если они привыкнут к детям, то будет тяжело их отпускать. Но могу сказать, что с нами часто вели беседы о том, как стоит и не стоит себя вести. Например, когда девочки подросли и начали общаться с мальчиками, нам говорили: «Девочки, цените себя, будьте разумными». Воспитатели же не понаслышке знают, что для парней, особенно постарше, девочки из детдома — лакомый кусочек. Из-за того, что они почти не получали внимания, даже купленная парнем шоколадка кажется чем-то особенным, признаком внимания и заботы, чем парни и пользуются.

Сейчас Настя сама работает с детьми в начальной школе

Сейчас Настя сама работает с детьми в начальной школе

Поделиться

— Многие полагают, что детдомовские живут хорошо — им покупают много игрушек, новую одежду. Не каждому ребенку в семье родители могут такое позволить. Это так? Как дети относятся к такому благополучию? Ценят его?

— Да, это правда. Я помню, что у нас было много спонсоров. Как-то раз на Новый год мы с ребятами посчитали подарки. Получилось около семнадцати на ребенка. Нам дарили дорогие телефоны, одежду. Однажды привезли спортивные костюмы, на них были бирки. Стоили они около двадцати тысяч. Но когда ты маленький, тебя не волнует цена и крутость вещи. Ты этого просто не понимаешь. Я бы предпочла сидеть с дешевым телефоном и менее дорогой одеждой, но дома, в семье.

— Вы мечтали, чтобы вас удочерили?

— Нет, никогда. Я знала, что не смогу полюбить приемную семью. Когда у тебя есть мама и папа, какими бы они ни были, ты считаешь их самыми лучшими. И думаешь, что весь мир виноват в том, что ты живешь в детдоме, но только не они. Нет, ко мне приезжали семьи, которые хотели меня удочерить, и я вроде соглашалась. Но потом шла и писала отказ, потому что мне было неудобно сказать им, что я передумала.

— А есть дети, которые мечтают, чтобы их забрали в семью?

— Да, но их очень мало. Я помню историю, как семья приехала за ребенком, но он отказался к ним идти. Тогда выбежал другой мальчик лет шести и закричал: «Заберите меня, возьмите меня». И они его в конце концов забрали.

— У кого больше шансов на усыновление? И кого никогда не возьмут в семью?


— Чем младше ребенок, тем больше вероятность, что его усыновят. В основном люди берут детей из Дома малютки. У нас все были постарше, от семи лет. Почти не забирают подростков и трудных детей, а также с заболеваниями или проблемами с психикой.


— Чего больше всего не хватало в детдоме? Были ли материальные лишения?


— Не хватало личного пространства. Обычный ребенок, если поссорился с кем-то в школе, приходит домой, и у него все хорошо. Есть где укрыться и семья, которая поддержит. А здесь ты постоянно в стрессе. Из одного детского коллектива ты приходишь в другой. А детей постоянно сопровождают стычки, ссоры. Тебе негде побыть одному, чтобы никто не трогал.



— Как сложилась жизнь после детдома? Говорят, многие, выходя из детдома во взрослую жизнь, попросту к ней не готовы. Даже элементарно не могут сварить себе обед или не умеют пользоваться банковской картой.

— Да, это правда. Я даже макароны варить не умела. Не знала, как записаться в больницу. Не имела понятия, как ориентироваться в городе. Ты даже не думаешь о том, что тебе нужно постирать одежду для того, чтобы завтра было, в чем пойти. Когда я съехалась со своим мужем, тогда еще парнем, я не думала о том, голодный он или нет, когда едет с работы. В детдоме ты привыкаешь думать только о себе, и что за тебя всё сделают. Поэтому во взрослой жизни приходится переучиваться.

— Как справлялась с переходом на новый быт?

— Мне очень помогал мой молодой человек, но порой я спотыкалась об обыденность. Хочешь приготовить еду, покупаешь продукты — потом приходишь домой и видишь, что у тебя нет посуды. Хочешь лечь спать — а ты купил подушку? И прочие такие мелочи. В этот момент понимаешь, что пора начать заботиться о себе, этого больше никто не сделает. Но вообще мне очень помог мой молодой человек и его семья. Они меня очень хорошо приняли и многому научили.

— Детдом — пусть и не семья, но все-таки некоторая общность, свой круг общения, свой мир. Каково покидать его?

— У меня, конечно, были друзья, но всё равно я решила, что после выпуска не хочу ни с кем из них общаться. Я была очень ранимой и могла дня по три ходить в наушниках и ни с кем не разговаривать. Поэтому теплых отношений там у меня было не особо много.

— Почему многие люди после детдома идут по кривой дорожке? Как этого избежать?

— Думать о будущем. Не нужно загонять себя в позицию жертвы, как делают многие. Они считают, что из-за того, что росли в детдоме, все вокруг им обязаны, не хотят брать ответственность за свою жизнь. Это их и губит. После детдома предоставляется масса перспектив и помощи от государства — жилье, выплаты, обучение. Нужно пользоваться ими, а не зацикливаться на прошлом и детских обидах.

Девушка оправдывает своих родителей за то, что оставили ее

Девушка оправдывает своих родителей за то, что оставили ее

Поделиться

— Планируете рожать своих детей?


— Конечно, только не сейчас. Многие девочки из детдома рано рожают, чтобы выплеснуть куда-то свою любовь и заботу, которые им было некуда деть. Потом неосознанно повторяют судьбу родителей и отдают ребенка в приют, потому что оказываются не готовыми его воспитать.


— Есть ли у тебя слова для мамы, которые до сих пор остались невысказанными?


— Да, мы сейчас общаемся, и все нормально. Она встала на ноги, нашла работу. Но... почему сейчас? Почему она не сделала этого, когда была нужна мне, когда я была маленькой? Эта обида до сих пор меня немного коробит. Умом я понимаю, что ей так было удобнее. Мама рано меня родила и, наверное, не была готова к такой ответственности.



  • ЛАЙК12
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ4
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter