– Недавно вы провели круглый стол по проблемам соблюдения трудовых прав. Какие проблемы обсуждались?
– На круглом столе обсуждали условия реализации права на труд в Ярославской области. Мы пригласили представителей службы занятости, трудовой инспекции, прокуратуры, представителей работодателей и говорили о нарушениях этого права, связанных с условиями труда, с его оплатой. У нас есть проблемы по каждому из этих аспектов. Не всегда заработная плата выплачивается. В середине года задолженность нарастала, сейчас произошел некоторый спад, но тем не менее проблема остается. Возникают проблемы, связанные с деятельностью профсоюзов, потому что не все работодатели заинтересованы в том, чтобы на предприятии эффективно действовал профсоюз. Мы, конечно, не могли решить эти проблемы, но само обсуждение важно для поиска решений.
– На нарушения каких прав жалуются жители области больше всего?
– Обращения, связанные с правом на жилище, доминируют в общем объеме. Они связаны отчасти с вопросами постановки на очередь, но наиболее острые и болезненные сюжеты – это когда у человека право на жилище определено, установлено, есть даже решение суда о том, что ему во внеочередном порядке должно быть предоставлено жилье, но нет материальных возможностей решение суда исполнить. Создается вторая очередь, поскольку у муниципальных властей нет денег, чтобы удовлетворить эти решения сразу. Я рекомендовал и областным и муниципальным законодательным органам, чтобы они учитывали эту проблему при планировании бюджетных расходов.
Особняком здесь стоит тема обеспечения жильем выпускников детских домов, которые уже, в силу незнания своих прав, а иногда и по вине органов опеки, которые им об этих правах не сообщили, пропустили сроки получения положенного им от государства жилья. Как правило, это сироты, которые покинули детские дома в 90-е годы. По разным причинам их права на жилище не были оформлены должным образом, из-за этого они, как это ни абсурдно, имеют право на жилье, но не имеют права его получить. Сейчас они пытаются решить свои жилищные проблемы, но без законодательных изменений это не сделать. Я обобщил материалы по этой проблематике и направил их в областную думу, чтобы депутаты посмотрели, что можно изменить в законодательстве, чтобы права этой группы лиц были реализованы.
– Какая наиболее серьезная жалоба поступила к вам в последнее время?
– Накануне я был в поселке Горный Ростовского района Петровского сельского поселения, откуда ко мне пришло коллективное обращение, где перечислен целый ворох проблем: клуб закрыт, бани нет, транспортное сообщение плохое, у домов свалки, нет детской площадки, освещения на улицах и так далее. Я обратился к главе поселения Андрею Юрьевичу Пестову, вместе с ним мы выехали на место, пригласили представителей управляющей компании и разбирались с ситуацией. Часть проблем была снята на месте, что-то находится в процессе решения, ну, и третья часть «взята на карандаш». Люди правильно делают, что поднимают голос, указывают на проблемы, потому что, как говорится, «дитя не плачет, мать не разумеет», но и сами они должны подключаться к решению своих проблем. Вот конкретный пример: мне жалуются, что грязно в поселке, спрашиваю: а кто свалки создает между домами? Отвечают: да, мы... Оказывается, только пять человек готовы подписать договор на вывоз мусора, а остальным это не надо. Когда люди будут собираться и продвигать нормальную организацию жизни, тогда и власти будет легче работать над решением этих проблем.
– На правоохранительные органы поступает много жалоб?
– Широкий спектр недовольства в отношении деятельности правоохранительных органов. Масса проблем, связанных с деятельностью полиции, следствия, содержанием заключенных. Люди говорят о необъективном судебном разбирательстве, жалуются на приговоры, вынесенные по подложным доказательствам. У меня нет возможности повлиять в таких случаях, и это правильно, поскольку судебная система должна быть независимой. Иногда трудно судить даже о том, насколько обоснована жалоба, поскольку у меня нет ни следственных функций, ни аппарата, который бы мог проводить собственные расследования. В этих случаях я привлекаю внимание руководителей соответствующих структур к этим ситуациям. По таким заявлениям часто приходят ответы, что спорные постановления отменены, новые проверки проведены и так далее.
– Как обстоят дела с правами заключенных в Ярославской области?
– Правам заключенных я уделяю значительное внимание, потому что эти люди всецело находятся в руках государства. В основном осужденные жалуются на бытовые условия и медицинское обслуживание. Были случаи, когда выдвигались требования об оплате медицинских препаратов, но после вмешательства эти требования снимались. За последний год я наблюдал, что меры по улучшению условий содержания заключенных принимались. Они не были революционными и всеобъемлющими, но определенные улучшения происходят.
Возникают и очень острые случаи. Так, этой осенью в колонии №3 в Угличе погиб один из осужденных. Поначалу дело было представлено как несчастный случай, но потом, по информации других осужденных, стало ясно, что здесь не все гладко. В результате было возбуждено уголовное дело, расследование которого продолжается. Осужденный, который привлек внимание к этому делу, оказался под угрозой, как со стороны других заключенных, так и со стороны администрации колонии. Я приезжал туда, чтобы принять меры к обеспечению ему безопасности.
– Каковы причины большого количества жалоб? Это просто правовая безграмотность людей или действия или бездействие чиновников?
– Это две стороны одной медали. Есть и нарушения со стороны органов власти, должностных лиц, но другая сторона этой медали – это правовая безграмотность людей. Они не знают, как действовать, куда обращаться, пропускают сроки. По своему опыту я знаю, что многих ситуаций можно было бы избежать, если бы люди знали свои права и как действовать в случае возникновения проблем. Поэтому правовое просвещение – это часть моей работы.
– Есть ли позитивные изменения в отношении органов власти к соблюдению прав человека? Или гражданин и государство по-прежнему остаются по разные стороны «баррикад»?
– Здесь еще непочатый край работы для того, чтобы и в общественном мнении и в органах власти отношение к правам человека изменилось. Поскольку есть определенное наследие от прежней эпохи, от отношения к этой сфере в предыдущие этапы нашего развития в этой работе конца не будет, она требует повышенного внимания. Некоторые позитивные изменения все-таки происходят. Даже введение института Уполномоченного по правам человека в Ярославской области, а он существует только полтора года, тоже важный шаг в этом направлении. При всей ограниченности возможностей практического ведения дел наличие самого этого института благотворно влияет на ситуацию, потому что выявляются проблемы, привлекается внимание к ним.
Мы будем практиковать взаимодействие с органами власти, подписывать соглашения о сотрудничестве, таким образом будет создаваться правозащитная инфраструктура. Кроме этого завершена работа по созданию сети общественных помощников уполномоченного в муниципальных образованиях области. Они уже есть во всех муниципальных районах, кроме Большого Села, Мышкина и Тутаева.