Снизить лимит скорости для автомобилистов в крупных российских городах, чтобы обезопасить пеших участников движения. С таким предложением выступил межрегиональный Союз пешеходов, представители которого считают: ограничение «максималки» в 40–50 км/час дает водителям больше шансов на своевременную остановку. По мнению председателя движения Владимира Соколова, снижение скоростного порога сокращает тормозной путь автомобиля, а значит, водитель сможет остановить свое транспортное средство вовремя. Но даже если автомобилист все-таки сбивает человека, то последствия оказываются менее серьезными: «Россия – практически единственная страна среди развитых государств, где в населенных пунктах разрешено двигаться со скоростью до 60 км/час. В большинстве европейских стран она ограничивается 50 км/час, и, на мой взгляд, Россия тоже должна перейти на этот стандарт, – заявляет Владимир Соколов. – Ведь сейчас, если водитель совершает наезд на пешехода при скорости 60 км/час, у него практически не остается шансов на выживание».
Поясняя целесообразность своей идеи, авторы приводят следующие цифры: при 60 км/час вероятность летального исхода пострадавшего – 82%, а нормативная длина тормозного пути целых 40 метров (на сухой дороге у водителя с нормальной реакцией). При 40 км/час эти показатели равны 20% и 20–25 метрам соответственно. С такого расстояния, считают в общественной организации, водитель успеет объехать или остановиться перед пешеходом, даже если он переходит дорогу в неустановленном месте.
Запрет запретом, но вопрос в том, будут ли соблюдать новое требование, если и сейчас многие водители ездят с превышением? Один из последних печальных примеров произошел 12 февраля в Рыбинске. Водитель сбил школьницу на нерегулируемом пешеходном переходе. Водитель не успел сбросить скорость при том, что этот переход оборудован искусственными неровностями и дорожными знаками повышенной яркости.
Зачастую водители, не обращая внимания на знаки, снижают скорость перед зеброй, только если видят идущих по проезжей части людей. Да и это не всегда происходит. Хотя знак одним своим присутствием сигнализирует о возможной опасности на участке. Так что новый скоростной порог для городов может оказаться пустой формальностью, которая не даст никаких результатов.
Вопрос еще и в отсутствии должного контроля за нарушителями. В Союзе пешеходов заявляют, что при разрешенных 60 км/час у нас гоняют на 80 просто потому, что минимальные штрафы в 100 рублей за превышение до 20 км/час просто не выписываются. А чтобы автомобиль, идущий на скорости 80 км/час, остановился перед препятствием, понадобится 50–60 метров.
Эксперты сходятся во мнении, что обезопасить пешеходов можно, заранее предупредив водителя о приближении к переходу. Председатель ФАР Сергей Канаев предлагает использовать практику шумовых полос: «Эти ребристые полосы наносятся за 100 метров до пешеходного перехода, и водитель, еще даже не видя зебры, знает о приближении к ней и может заблаговременно сбросить скорость. Эксперименты, которые проводились на Минском шоссе, показали, что аварийность на таких переходах снизилась в два раза», – заявляет представитель общественной организации.
Все это хорошо в том случае, если пешеход переходит дорогу исключительно в установленных местах. Но ведь ходят где попало!
И сторонники снижения лимита скорости в городах уверены, что как раз в этих случаях ограничение может сохранить жизнь человеку, а водителю дать шанс увернуться или остановиться перед непредсказуемым «выскочкой».