Накануне новый и.о. мэра Владимир Слепцов удивил Ярославль громким заявлением – глава города отдал распоряжение убрать с тротуаров и столбов все штендеры и незаконные рекламные конструкции. Более того, он пообещал при оформлении города использовать единый архитектурный стиль. Возможно ли полностью очистить Ярославль от незаконной рекламы? Действительно ли столица Золотого кольца обезображена вывесками, или это пустые разговоры? И куда ведут многочисленные штендеры центральных улиц, разбирался 76.ru.
Предприниматели: почему малому бизнесу нельзя повесить рекламу?
Мы отправились прямо в заведение, штендер которого накануне сфотографировал Владимир Слепцов как неугодную рекламу. Несмотря на этот «пиар», в заведении находилась буквально пара посетителей.
Управляющая кафе Екатерина была удивлена такому ажиотажу под постом градоначальника и даже рада поговорить на эту тему. «Возможно, эти все инициативы и правильны, но расположили этот штендер таким образом так не мы. У нас такой город, что его (штендер. – Прим. авт.) и пинали, и ломали, и кто-то вот додумался его водрузить таким образом, – объясняет необычное положение рекламы кафе Екатерина. – Мы просто не стали заморачиваться и снимать его. Вообще, если хотят, то пускай убирают».
Но вслед за признанием проблемы администрация кафе решила сама спросить у мэрии: «Но ведь у нас нет возможности заказывать рекламу на телевидении, как тогда выживать малым заведениям? У нас вокруг по утрам постоянно вырастают кучи мусора, которые убирает наш дворник, а не город. Почему мусор мы должны убирать, а рекламу повесить не можем? Если они уберут нашу рекламу, я тоже начну слать фотографии и жалобы в мэрию по поводу мусора и бомжей, которые регулярно здесь маргиналят».
Владелец магазина в одном из торговых центров на улице Свободы, также имеющий рекламную конструкцию на улице, так объяснил свою позицию. «Летом приходил какой-то парень, сказал, чтобы штендер отодвинули от забора, и все, – оправдывается предприниматель Федор. – Он законно у меня там стоит. А так, на эти инициативы мне вообще все равно. По большому счету, я бы пошел работать на завод, но после перестройки пошли сокращения, и пришлось заниматься вот этим. Заводы бы подняли, вот дело было бы, а то что эти... штендеры».
Однако и среди предпринимателей, имеющих подобную рекламу на улице, нашлись сторонники действий Слепцова. «Я хочу чистый и красивый город, я за такую инициативу», – заявила владелица одного из свадебных магазинов, также разместившая у входа в салон рекламу.
Также одной из самых замусоренных рекламой улиц Ярославля является центральная улица – Кирова. Продавцы местных магазинов обилие штендеров объясняют банальной конкуренцией: «Пусть лучше мэр палатки эти с Кирова уберет. Ведь почему мы их выставляем? Да потому, что палатки все загораживают, и людям пройти к нам не дают».
Кроме палаток практически все опрошенные предприниматели пожаловались на летние веранды кафе и ресторанов, заявляя, что они там установлены незаконно, и почему-то мэрия с ними не борется, в то время как малый бизнес ущемляют со всех сторон.
Мнение эксперта: Ярославль – не самый обезображенный рекламой город
Заведующий кафедрой регионоведения и туризма, кандидат исторических наук, доцент Андрей Данилов
:
«Стоит отметить, что у нас далеко не самый обезображенный рекламными вывесками город. Во многом это благодаря тому, что рекреационная часть города (маршруты около Набережной) и деловая часть (Первомайская, Комсомольская, ул. Свободы) пересекаются лишь частично. И в первой части рекламы поэтому практически нет. Конечно, регулирование архитектурного облика города необходимо. Мне очень нравится пример Плеса и его вариант стилизации под старину, возможно, это пошло бы на пользу и Ярославлю. Полностью убирать рекламу конечно не стоит, она все-таки – двигатель прогресса, властям необходимо гибко подходить к этому вопросу».
Реклама в никуда
Интересно, что часть штендеров никуда не ведет. Пройдя по паре таких указателей, я не нашел рекламируемого заведения. Получается, вот такой вот бесхозный информационный мусор, который только захламляет город.
А насколько законны штендеры, выставленные прямо напротив мэрии на улице Нахимсона? Некоторые особенно проворные предприниматели умудрились расположить свою рекламу в 30-40 метрах от здания правительства области, что уж говорить об остальном городе.
Только цифры:
За восемь месяцев 2016 года:
1229 – предписаний выписано собственникам рекламных конструкций;
658 – незаконных рекламных конструкций демонтировано;
219 – административных дел возбуждено в отношении владельцев рекламных конструкций;
83 – миллиона рулей поступило в бюджет по аренде рекламных мест.
«Во Фрунзенском районе города было демонтировано 50 штендеров, часть владельцев магазинов оперативно отреагировали на предупреждение и убрали свои конструкции», – рассказал Сергей Скударь, заместитель главы территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов города.
Проблема не в рекламных штендерах и растяжках, проблема в том, что кто-то обходит закон, и остальные поддерживают этот дурной пример, одновременно критикуя власти в бездействии. Остается надеяться на то, что новая власть найдет в себе силы создать единые четкие и понятные правила игры для всех участников рынка, что поможет взаимодействию бизнеса и между собой и с руководством города. И самое главное, что эти решения сделают наш город лучше для местных жителей и привлекательнее для туристов.