«Быть или не быть?» – вопрос, которым задается не только шекспировский Гамлет. А еще и весь Ярославль, когда на обсуждение общественности в очередной раз выносится вопрос о Карабулинской развязке и третьем мосте через Волгу. Глобальные проекты пообещали городу, прописав их в Генплане еще в 2006 году. Но большие постройки требуют еще больших денег. И правительство Ярославской области наконец заявило громко: «Деньги есть». А точнее, есть инвестор, заинтересовавшийся строительством дорожной развязки и моста в Ярославле стоимостью аж под 100 миллиардов рублей.
Уже пора
«Строительство третьего моста через Волгу будет необходимо после увеличения процесса автомобилизации более 250 легковых автомобилей на 1000 жителей», – сообщает Генплан Ярославля.
Сегодня в Ярославле зарегистрировано больше 147 тысяч легковых машин, почти 20 тысяч грузовых автомобилей и 2539 автобусов (по данным ГИБДД Ярославской области за 2014 год). Итого почти 170 тысяч машин, не считая транзитного транспорта.
«Около 23 тысяч регистрационных действий зафиксировано в этом году. В эту цифру входит также замена собственника, выбраковка ТС. То есть фактический прирост автомобилей ежегодно составляет 5–10 тысяч транспортных средств», – рассказали в пресс-службе ГИБДД по Ярославской области.
Проcтой подсчет показывает: в городе с населением 600 тысяч человек на каждую тысячу жителей еще в прошлом году приходилось по 250 машин. А это значит, что третий мост, который должен соединить проспект Авиаторов с проспектом Фрунзе, Ярославлю нужен уже не на словах.
Проект на 100 миллиардов
Строительство Карабулинской развязки и третьего моста через Волгу – проект многоэтапный. Одна только развязка обойдется в 30 миллиардов рублей, проектно-сметная документация готова – были бы деньги, чтобы запустить работу. И их таки почти нашли – на днях в правительстве Ярославской области прошли переговоры с инвесторами из Китая, делегацией государственной Шандунской корпорации по экономическому и техническому сотрудничеству China Shandong Economic & Technical Cooperation Group LTD (CSI).
«Проект Карабулинской развязки сейчас будет проходить актуализацию. Федерация финансирует около 12 миллиардов рублей на этот этап. Инвесторы приезжали оценить, стоит ли вкладывать инвестиции во второй этап проекта – строительство моста. И они остались довольны, узнав, что проект уже готов и реализуется со средствами федерального бюджета», – пояснил директор департамента транспорта Ярославской области Олег Круглов.
Строительство развязки планируют запустить уже в будущем году – в проект бюджета Ярославля на нее уже заложили 402 миллиона рублей. В итоге 90% проекта финансируется из бюджетов всех уровней, и лишь на 10% нужно вложиться инвесторам, а это три миллиарда рублей.
Дороже обойдется второй этап – строительство моста выйдет свыше 60 миллиардов рублей. Как инвестору окупать эти деньги – пока неизвестно. Существует вариант, что платить за удобство поездок по городу придется самим ярославцам, например, через платный проезд по будущему мосту.
«Переговоры по третьему мосту проводились еще два года назад, и китайские инвесторы к нам заходили, прорабатывались концессионные соглашения. Но, к сожалению, это соглашение означает, что платить будет за него будет следующее поколение. Строительство развязки с мостом означает, что выплаты инвесторам будут составлять восемь-девять миллиардов в год. Это означает, что мы должны отдать весь дорожный фонд в погашение нашей задолженности, и приостановить все стройки. Плюс бюджетом добавить необходимые средства», – такие опасения высказывал председатель правительства Александр Князьков еще в мае этого года.
Будут ли реализованы эти проекты, покажет уже следующий год. Сейчас понятно только одно, что дороговизна проектов отпугивает многих потенциальных инвесторов. Но хочется верить, что наши власти найдут с ними общий язык и проекты будут реализованы.