Вопрос вокруг дальнейшего существования пригородных электричек уже полтора года обсуждается на различных уровнях власти. Все признают, что ситуация критическая, но сделать никто ничего не может. Для обеспечения бесперебойного пригородного железнодорожного сообщения Ярославская область должна в этом году заплатить перевозчику полмиллиарда рублей, но денег нет, а на нет и поездов нет – отвечают железнодорожники. Во спасение электричек регионы отправляют очередной сигнал SOS в Минфин.
Накануне очередной раз обсудить пути выхода из «тупика» в Ярославле собрались чиновники областного правительства и руководители железнодорожных компаний. Для пущей эффективности диалога позаседать пригласили представителей Ивановской, Вологодской, Костромской, Владимирской и Архангельской областей – проблема с деньгами на социально-значимые электрички одна на всех.
«Настала пора регионам, обслуживаемым Северной пригородной пассажирской компанией, выработать единую позицию по формированию тарифов на пригородное железнодорожное сообщение и донести ее до федерального центра», – сказал заместитель губернатора Ярославской области Вячеслав Блатов. Позиция Правительства Ярославской области в этом вопросе определена: мы обеспечиваем меры социальной защиты населения, компенсируя перевозчику разницу между льготным и полным тарифом».
Правда, на 100 процентов компенсировать разницу между себестоимостью проезда на электричке и его реальной ценой пока не получается. Как отметила заместитель директора департамента финансов Ярославской области Людмила Волканевская, региональный бюджет не может выплачивать компенсации убытков хозяйствующим субъектам. Согласно прогнозу перевозчика ОАО «Северная пассажирская пригородная компания» (СППК), в этом году компания потеряет на пригородных перевозках более 500 миллионов рублей. Из регионального бюджета будет компенсировано лишь 16 процентов этой суммы. Между тем, чтобы осуществлять безубыточные перевозки, цена проезда должна быть почти в четыре раза выше ныне существующего тарифа. Себестоимость 10 километров пути на одного пассажира составляет 37 рублей, при этом реальный тариф – 10 рублей.
Россия не единственная страна, где пригородные железнодорожные перевозки убыточны. Так обстоят дела во всем мире, и везде перевозчик получает дотации от государства. В России обязанность компенсации из бюджетов регионов закреплена законодательно. Основной камень преткновения между властями регионов и пригородными компаниями – непрозрачность расчетов по аренде подвижного состава. «Перед Ярославской и соседними областями стоят общие проблемы – это определение экономически обоснованных тарифов», – сказал Вячеслав Блатов. По словам же начальника Северной региональной службы развития пассажирских сообщений Сергея Пастернака, обвинения в непрозрачности необоснованны, с юридической точки зрения. При расчете расходов на аренду подвижного состава пригородные компании руководствуются методикой, утвержденной ОАО «РЖД». Железнодорожники продолжают настаивать на той компенсации, которую подсчитали сами. В случае невыполнения своих требований грозятся сократить количество пригородных поездов.
«Ситуация в Северной дирекции моторовагонного подвижного состава (владелец подвижного состава) сложилась критическая, – подчеркнул Сергей Пастернак. – Из–за недофинансирования из областных бюджетов у дирекции отсутствует финансовая возможность ремонтировать вагоны и локомотивы, приобретать запасные части и выплачивать заработную плату работникам локомотивных бригад и специалистам, занятым на обслуживании и ремонте поездов. Может произойти отмена ряда пригородных поездов, потому что ни один неисправный вагон не выйдет в рейс».
В итоге участники совещания договорились направить в Министерство финансов России обращение о пересмотре порядка компенсации выпадающих доходов СППК из региональных бюджетов. Если федеральная власть на это обращение не отреагирует, перевозчик продолжит психологическое давление на региональную власть, активизируясь к началу дачного сезона и к осени, когда начинается формирование бюджета на следующий год. Правительство же, в свою очередь, будет давить на бедность ярославцев и скудность областной казны, прекрасно зная, что «РЖД», скорее всего, продолжит возить пассажиров, чтобы не усилить социальную напряженность. Компания-то принадлежит государству и должна все же выполнять какую-то социальную функцию.