Как это – быть приемными родителями? Можно ли привыкнуть к чужому ребенку, полюбить его, как родного, приласкать, как своего? Семья Ивановых (фамилия изменена) решилась на такой шаг: у них две приемные дочки. Но история у них особенная. Первую, Дашу, удочерили в 2013 году, девочке был только месяц. Спустя два года взяли под опеку Диану в возрасте четырех с половиной лет. Диана – ребенок-инвалид со сложным диагнозом «спина бифида» – порок развития позвоночника, часто сочетающийся с дефектами развития спинного мозга.
– Не каждый сможет взять в семью чужого ребенка, а тем более особенного. У вас их два. Почему вы решились?
– Мы с мужем просто хотели своих детей. С первым ребенком нам повезло, нам предложили месячную девочку для удочерения. Конечно, были некоторые проблемы со здоровьем, но практически все диагнозы сняли до годика. Поэтому, когда встал вопрос о втором ребенке, мы с мужем решили, что если предложат ребенка с особенностями в развитии, то не будем отказываться. Обсудили с супругом все варианты, проговорили, что мы сможем потянуть (ведь первой дочке на тот момент было всего два с половиной года).
– Почему именно эти девочки? У вас, что называется, екнуло, когда вы их увидели?
– Первою дочку мы увидели в месячном возрасте. Мы решили с мужем, что как-то неправильно выбирать ребенка, и подписали согласие. Конечно, было немного страшно, сможем ли мы полюбить ее как родную, ведь я ее не вынашивала девять месяцев, не ждала ее рождения, мы даже не знали, какого возраста и пола нам предложат ребенка. А тут мы подписываем согласие, через неделю суд, и вот мы уже родители. Но сейчас это самая любимая девочка на свете, папа в ней души не чает. С Дианой было немного по-другому. Когда мы собирали документы на второго ребенка, я случайно увидела в базе фото девочки, а потом и видео на сайте «Измени одну жизнь». Девочка была очень похожа на нашу Дашу, я поняла, что не смогу ее забыть. Было видно, что у ребенка скорее всего проблемы со здоровьем, к тому же нужно было лететь в другой регион. Узнали диагнозы. Они были сложные, но ребенок ходил, хоть и с опорой. Обсудили с мужем все возможные варианты и решили, что нужно забирать.
– Ваши дети знают, что они приемные?
– Мы не скрываем этого. Психологи советуют не делать из этого тайну. Младшая дочка только еще начала задавать вопросы на эту тему, а Диана помнит дом ребенка.
– Вам сложно с приемными детьми, да еще с инвалидом? Не было такого, что пожалели о том, что взяли детей?
– Конечно, поначалу было сложно, и не только нам, но и деткам. Но для этого приемные родители перед усыновлением или опекой обязаны пройти школу приемных родителей, где с нами работали психологи, рассказывали о трудностях, с которыми можно столкнуться, об адаптации детей в новой семье, о нарушении привязанностей. С Дианой первые полгода пришлось очень много поездить по больницам для более точного обследования и плана реабилитации, поэтому адаптация была не настолько тяжелой.
– А в психологическом плане почему тяжело? Потому что дети неродные?
– Я не считаю своих детей неродными. Не кровные, но родные. Мы притирались друг к другу около года. Если раньше Диана называла меня мамой просто так, она могла любого постороннего человека так же назвать, то сейчас она понимает значение этого слова, говорит, что любит нас, скучает по Даше, когда та в саду. Говорит, что рада, что мы забрали ее к себе в семью.
– С чем вы столкнулись, когда детей взяли? Что больше всего поразило?
– Конечно, дети из детского дома отличаются от деток из семьи. Например, им трудно выразить свое мнение, они привыкли, что за них решают, что им делать. Они едят, пьют, на горшок ходят, когда им скажут. Первое время Диана ждала, когда ей скажут, что нужно делать, не умела просить, просто молча ждала. Но мы объясняли ей, что если что-то не получается, то нужно попросить помощи – это нормально. Например, не знала, что еду надо готовить. Когда я первый раз готовила еду при ней, она не понимала, зачем я это делаю. Я ей объясняю, что макароны, допустим, варить надо. Приходилось ей давать пробовать сухие продукты, чтобы она поняла, зачем я их готовлю. А какие-то вещи, например, что прибраться в комнате надо, она уже тогда знала очень хорошо. Спокойно шла (насколько это возможно было при ее диагнозе) и прибиралась в своей комнате.
– Мужу тоже много времени понадобилось, чтобы к детям привыкнуть?
– Мужчинам сложнее принять некровных деток. Просто в какой-то момент муж сказал мне: «Я понял, что главное не родить, а воспитать». Но мы оба решились на этот шаг, поэтому вместе старались преодолеть все трудности. В данный момент мы готовимся к удочерению Дианы (пока она у нас под опекой), к тому же она сама в последнее время говорит о том, что хочет носить нашу фамилию.
– Люди тыкают в Диану пальцами? Дети спрашивают на площадке: «Почему ты так ходишь?»
– К счастью, мы ни разу не столкнулись с таким отношением. Детки вообще редко обращают на такое внимание. Взрослые иногда смотрят более внимательно, но больше жалеют ее. Но это бывает очень редко. Мы стараемся не акцентировать внимание Дианы на том, что она инвалид. Да, у тебя есть проблемы, и мы их решаем. Мы все разные. Ребенку в таком возрасте сложно объяснить, зачем нужно заниматься, делать упражнения, ходить на массаж и лечебную физкультуру. Но Диана молодец, она очень хочет ходить, гулять, общаться со сверстниками, поэтому старается.
– Друзья, родственники вас отговаривали брать таких детей?
– Нет, все приняли наше решение положительно, близкие были рады, что у нас наконец появились дети. Моя мама любит проводить время с внучками, а девочки – с ней. Наши друзья тоже хорошо отнеслись к нашему решению.
– Финансово тяжело иметь таких детей?
– Реабилитация ребенка-инвалида всегда очень затратная, но частично нам компенсируют, так как это прописано в ее реабилитационном плане. Но мы с мужем заранее обговаривали данные аспекты, поэтому знали, на что идем.
– Что нужно, чтобы стать приемными родителями?
– В первую очередь, нужно обратиться в органы опеки по месту жительства, где вам дадут список документов. Плюс нужно пройти медицинское обследование. Я всем советую сначала пройти школу приемных родителей. Когда мы с мужем туда шли, я думала: «Ой, да зачем нам это надо? Мы уже взрослые люди, состоявшиеся». Но оказалось, там столько всего полезного и интересного. Тебя готовят к тому, чтобы стать приемным родителем, читают лекции, с вами общаются психологи. После того, как все документы готовы, опека оформляет акт обследования жилья, в котором планируете жить с ребенком, и готовит заключение о возможности стать усыновителем (опекуном). После этого начинаются поиски ребенка. Нужно встать на учет в органах опеки (любого региона). К тому же есть федеральная и региональная базы детей, в которых написана краткая информация о детях, оставшихся без попечения родителей.
Ранее 76.ru развенчивал мифы о воспитании детей.