RU76
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Ярославле

Погода+16°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +14

0 м/c,

758мм 45%
Подробнее
USD 90,99
EUR 98,78
Город интервью Глава центральных районов — о точечной застройке, капризных ярославцах и транспорте. Большое интервью

Глава центральных районов — о точечной застройке, капризных ярославцах и транспорте. Большое интервью

Большое интервью с руководителем Кировского и Ленинского районов Ярославля

Мы поговорили с Александром Трудоношиным о планах, районах и жизни

15 марта — день рождения Кировского и Ленинского районов. В этом году им исполняется 87 лет. Районы были основаны в далеком 1936 году. В честь такого события мы сходили в гости к Александру Трудоношину — главе центральных районов и поговорили с ним о насущных проблемах, ярославцах и отношении к чиновникам в соцсетях.

В кабинете у главы Ленинского и Кировского районов просторно. Вдоль одной из стен стоит массивный шкаф. Внутри папки, книги и медведи. Стоп, медведи?


У вас целая коллекция медведей в кабинете. Как появилась?

— Подарили первого, второго медведя. Потом коллеги увидели, что у меня два медведя, и принесли еще медведей, — рассмеялся глава. — И в итоге они собрались вместе. Есть фарфоровые, деревянные, металлические.

Александр Трудоношин случайно стал коллекционером фигурок медведей

Александр Васильевич, много лет вы руководите центральными — Кировским и Ленинским районами, если бы можно было выбирать, в каком районе хотели бы работать?

— Я сам живу в Ленинском районе, и мне здесь комфортно работать. Знаю жителей и всегда нахожусь на своем рабочем месте, на своих объектах. Люблю гулять на Пятерке в Юбилейном парке.

Кстати, про Юбилейный парк. Его благоустраивают по чуть-чуть много лет, вокруг него гремели скандалы, подрядчики срывали сроки и делали халтуру. В какой сейчас стадии работы?

— В этом году планируется очередной этап благоустройства парка, который предусматривает замену ограждения на новое и асфальтирование дорожек. Дополнительно планируем провести озеленение парка. Деревья старые, надо обновлять. Я задал тренд этой весной, чтобы нам подготовили участки, где мы будем высаживать деревья. Есть уже запрос от жителей. С учетом рекомендаций специалистов будем высаживать подходящие породы саженцев. Жителей приглашаем принять участие.

Мне кажется, в Юбилейном парке один из самых старейших аттракционов города — «Кот в сапогах», планируется ли обновление? Может, появятся новые аттракционы?

— Конечно, мысли такие есть. Некоторые аттракционы планируем заменить за счет инвесторов. Но даже и эти аттракционы [«Кот в сапогах»] — они безопасны, очень их любят детишки самые младшие. Для тех, кто постарше, да, им остается только цепочная карусель. Даже колесо обозрения, то, что в парке, к XXI веку слабенько относится. Хочется уже что-то другое.

Что другое? О чем конкретно речь?

— Юбилейный парк — это семейный парк спортивной направленности. Есть мысли установить баскетбольное кольцо. Такие площадки пользуются популярностью не только у жителей близлежащих домов, отовсюду приезжают поиграть. Сейчас мы уже думаем о создании спортивной зоны по возрастам, но пока это проект. А вот баскетбольное кольцо возле зоны воркаута в Юбилейном парке повесить реально. Играть смогут все.

А что с деревянной горкой рядом с колесом обозрения, которая круглогодично огорожена забором?

— Горка, которая закрыта, находится в аварийном состоянии. Ее нельзя отремонтировать, в проекте — демонтировать и поставить что-то новое.

Александр Трудоношин поделился, что привыкнуть к хейту в соцсетях невозможно

Давайте перейдем от паркового благоустройства к застройке районов. Недавно в Ярославле приняли проект зон охраны, который по сути разрешает застраивать буферную зону ЮНЕСКО. Что думаете по этому поводу?

— У нас всегда кто-то недоволен застройкой: то градозащитники, то архитекторы, то предприниматели. Но есть еще люди, которые живут в аварийных домах. Они мечтают, чтобы их оттуда переселили и заселили во что-то нормальное, а на месте их разваленного дома тоже чтобы возвели что-то приличное. Вот 13 марта пройдут обсуждения по изменению центральной зоны города. На Подзеленье, Даманском, к примеру, не хватает освещения. А то, что якобы парк нельзя и парком назвать — это никого не смущает. В этой особо охраняемой зоне останутся зеленые насаждения, пусть они растут. Но всё остальное, где асфальт, это надо развивать. И сейчас как раз проходят обсуждения. Главное, не повторить ошибок.

О каких ошибках речь — точечная застройка? Как относитесь к ней, к смешению стилей в архитектуре?

— Точечная застройка хороша только для тех, кто живет в этих домах. А окружающим? Припарковаться стало негде, многое стало неудобно. Поэтому я против подобных застроек в центре. Но я не против того, чтобы какие-то знаковые старые здания, объекты, которые требуют восстановить активисты, можно реконструировать и отстраивать заново в том же стиле. С 1918 года в Ярославле всё равно не сохранилось практически ничего. Храмы — мало кто знает, сколько было снесено храмов в свое время. Сейчас осталось примерно тридцать в центральной части, а до этого было на порядок больше. Всё было создано заново, и коммуникации в центральной части проложены в огромном количестве. Иной раз градозащитники защищают то, чего нет в принципе, и тем самым препятствуют развитию центра.

Кстати, про вечный спор: снос или сохранение. Перед празднованием 1000-летия Ярославля из центра города убрали трамвайные пути, сократили маршруты. По-вашему, это можно назвать градостроительной ошибкой?

— Я не считаю ошибкой снесение трамвайных путей в центре. Они уместны, если есть широкая магистраль. В нулевые пошел рост количества автомобилей. Нужно было обеспечить комфортное движение и водителям, и пешеходам, а в условиях узких улочек это можно сделать, только жертвуя трамваем. На улице Чкалова — другое дело, трамвай там должен ходить, есть возможность разместить тротуары, нормально может двигаться другой транспорт. Трамвай нравится жителям. Вообще, изумительно, когда знаешь, что в центре пробки, пользуешься трамваем. Я сторонник трамвая, троллейбуса — это экологически чистый транспорт, но нужно выделить для него пути, чтобы никто никому не мешал.

Заговорили о троллейбусах, тогда я обязана спросить про ваше отношение к ситуации с транспортом. Вы наверняка слышали о скандалах: ПАТП не получило контрактов, на базе «Яргорэлектротранса» открывают новое предприятие «Транспорт Ярославии». Некоторые ярославцы вообще уверенны, что скоро у нас не будет троллейбусов — грустно.

— Я общаюсь с жителями, они считают ситуацию с транспортом напряженной. Добираться на работу в районы сложно, троллейбус тоже требует модернизации. Многие из центра ездят на работу в районы, поэтому их это настораживает и напрягает. Хотелось бы все-таки, чтобы это было комфортно в первую очередь для жителей. Все решения, которые принимаются, они должны быть взвешенными. Я считаю, что они взвешенные. Не скажу, что мэр Ярославля, губернатор, приняли решение о продаже, что кто-то куда-то решил ликвидировать электротранспорт. Нет. Но я считаю, что за ним будущее, может, в каком-то другом виде. Нельзя ведь передвигаться на тех троллейбусах, которые ездят с 1995 года. В первую очередь нужно, чтобы было удобно и транспорт связывал части города от одной точки до другой. Чтобы любой житель, гость города мог сесть и удобно доехать, куда нужно. Когда я в Питере учился, мне нравилось: садишься на трамвай, троллейбус и едешь долго-долго. В метро ведь грустно, ничего не видно. А тут полтора часа едешь в одну сторону, смотришь в окно, всё светло, красиво.

В кабинете у главы много книг

Интересно, кстати, обсудить центр Ярославля с точки зрения туриста. Вот идешь по улице Свободы, сворачиваешь на Володарского, чтобы рассмотреть сталинку, а там забор. И таких закрытых дворов в историческом центре полно. Что думаете по поводу горожан, жаждущих отгораживаться?

— Я против всяческих заборов, ограждений, которые мешают свободно двигаться. Вот, например, детская площадка оказалась за забором, а на нее приходили играть не только те, кто живет в том дворе. Зачем всё ограждать, устраивать «кулацкий край»? Это уместно в деревне, где свое хозяйство, но в городе заборы создают только проблемы. Я еще с пониманием отношусь к шлагбаумам, особенно в центре, чтобы водители не объезжали пробки по дворам, где дети гуляют. Или, когда ограждают старые дома, которые имеют обязательство защищать дом от вандализма, от граффити и прочего. Там это никому не мешает, даже добавляет шарм, если ограждение выдержано в стиле застройки. А когда ставится небоскреб и обносится забором, который мешает парковаться самим жильцам — какой в этом толк?

Другой вопрос про исторический облик. В 2010 году на нескольких центральных улицах, например, Свободы и проспекте Октября, обновили фасады зданий, покрасили в пастельные тона. Центр просто преобразился! За 13 лет фасады потеряли лоск, центр грязный. Почему у нас не моют здания в центре?

— Чтобы их мыть, они должны быть покрыты специальной моющейся краской. К сожалению, у нас все фасады в рамках текущего капитального ремонта покрыты обычной водоэмульсионной краской, не самой дорогой. Если начать смывать с фасада граффити, краска слезет вместе с ним. А если водометом смывать, всё вообще до кирпича обвалится, — улыбнулся глава. — Я знаю, есть примеры, когда здание реставрируется и покрывается специальной краской, которую можно мыть. Она дорогая, и мы, к сожалению, пока к такому не готовы. Но думаю, обязательно со временем придем. Потому что лучше один раз сделать нормальные покрытие и потом просто очищать всё водой.

Со зданиями разобрались, поговорим про другой бич Ярославля — прибордюрный песок. Скоро снег растает, и по центру будет не пройти без песка в глазах. Почему его не убирают?

— С приходом весны жители недовольны тем, что не очищают дороги. Но центр всегда запаркован! Ставь знаки, не ставь... В таких условиях нельзя качественно осуществить уборку после зимы.

«Не хватает у нас культуры вождения, да и вообще культуры»

А сколько оставленного транспорта, который стоит всю зиму? И владелец, когда его находят, отвечает: «А какие я законы нарушил?».

А почему у нас недобросовестным парковщикам всегда только угрожают эвакуацией и штрафами, а по факту увозят максимум пару машин и всё остается, как было?

— У нас нет своей службы эвакуации, а когда она появится, 50% вопросов это снимет. Было у меня в Сочи: приехал, на три минуты оставил машину, пошел куртку переодеть, вышел. А машины нет. Всё, уехала! Должно быть свое городское предприятие, которое будет заниматься парковщиками и эвакуацией. У мэра Ярославля Артема Молчанова есть такие мысли. Плюс нужно делать платные парковки. В исторической части города, в зоне ЮНЕСКО это архиважно. Центральные улицы заужены, по центру уместно всё же гулять пешком. Но если нужно приехать — надо быть готовым платить. Заездные карманы, я считаю, должны быть за центром и бесплатны. Оставил машину — пошел гулять.

Глава рассказал, что несколько раз за зиму падал на скользких тротуарах

С приходом весны помимо автомобильных парковок вновь повис вопрос парковок для электрических самокатов. Весной 2022 года городские депутаты разработали карту, где нельзя на них ездить, внешний вид парковок. При этом за прошлое лето ничего не поменялось. Центральные тротуары завалены самокатами, люди гоняют, где и как хотят. Почему?

— Должна быть выделена дорожка, чтобы было не опасно для пешеходов, для самих самокатчиков. Опять же всё упирается в отсутствие культуры. Пока мы не научим людей быть внимательными к окружающим, ничего не изменится. И хлыстом тут бесполезно, нужно убеждать. От потребительского взгляда на мир ничего хорошего не жди. Это наш менталитет, мы постоянно находимся в состоянии войны друг с другом: вот заходит бизнес в город, коррупционных скандалов нет, но и уважения тоже. Когда начинаешь разговаривать, предлагать, как сделать, решить, сразу начинается: «А почему? А зачем? А докажите. А почему так? А где это? Покажите, что это запрещено. А почему я должен делать?». Понимаете, не хватает понимания, что ли. И в результате в прошлом году наша администрация активно занималась эвакуацией этих самокатов. На штрафстоянку везли, потом самокаты забирали оттуда. Это целый процесс. Но понимания так и не появилось. Если честно, я думаю, сейчас придет лето и всё начнется заново, хотя даже на уровне Государственной Думы уже приняты законы, чем считать этот вид транспорта, как и где он должен ездить. Людей надо просто приучать. Согласитесь, человека не заставить бросить курить, но его можно убедить. Как легко бросить курить? Я сам курил, а потом просто сам себе сказал, что это нехорошо, просто некрасиво. Вот так со всем.

Александр Васильевич, а что с зимней уборкой улиц? Вот эта наледь бесконечная на тротуарах в центре — это красиво?

«Мы [ярославцы] всегда ищем какой-то негатив»

— Когда приезжаю в другие города, обращаю внимание на уборку мусора и содержание дорог, ну, профдеформация. Но в других регионах никто не говорит: «Ага, смотрите, дороги-то не убираются». На севере -30, а там только песочком посыпают и всё. Снег заваливает машины, что потом не видно. Не видно асфальта, но зато везде белый пушистый снег — красиво! Приятно, когда солнце выходит, сразу другое настроение. А у нас сколько раз за эту зиму прошел ледяной дождь? Вода замерзла, ее невозможно убрать везде сразу, засыпать ее невозможно. Поэтому людям надо как-то и обувь подбирать. К деловому костюму приходится обувь надевать соответствующую. А она очень скользкая, я в ней падаю.

А сколько раз за сезон упали? — перебиваем главу.

— Ну, пару то раз точно упал. И сотрудники у меня падают. Поэтому мы стараемся, если на территорию района выходим, обувь надевать с нормальным протектором, а не так, как у нас некоторые: в туфлях, да еще и на шпильке.

Понятно, что всё за день очистить нельзя. Вот только я каждый день хожу по тротуару на Октябрьской площади, и он как с ноября заледенел, таким и остался на полгода. Это же ненормально.

— Я не говорю, что всё идеально. В основном у всех подрядчиков не хватает дворников в том количестве, которое необходимо. В нулевые мы перешли к механизированной уборке — она вроде быстрая, экономичная. Но ведь сделано это было не от хорошей жизни — пришлось. Зачастую лед щетками отполировывается. Плюс трактор не везде может проехать. Вот и остаются такие пятна, как то, что вы описали.

В начале зимы мэрия и Горзеленхозстрой размещали вакансии, искали дворников и обещали им приемлемую зарплату. В итоге у нас огромный недобор. Почему?

— Зарплата дворника такая, что на нее идет определенный контингент. Эти люди в силу физического состояния не могут всю смену отработать с одинаковой интенсивностью. А те, кто справится, не пойдет работать за эти деньги.

Раньше Александр Трудоношин служил в транспортной полиции

Про людей и хейт

Может, подскажете жителям, что делать, если они видят какие-то огрехи в уборке? А то у нас все любят ругаться в соцсетях, а других действий не предпринимают.

— Это бич — ругаться и ничего не делать. Нас приучил интернет к этому. Людям легче написать в соцсетях кучу гадостей, нежели самому что-то сделать, в том числе подать заявку в УК на выполнение работ. Я всегда на встречах говорю: «Город — такая же ваша собственность». Люди должны прикладывать руку, относиться к двору и городу так же, как к своему дачному домику. Надо быть готовым работать с управляющей компанией. Для этого мы создаем общественные советы. Порой жители пишут, что у них дворник не убирает, а начинаешь разбираться, почему так, сразу выясняется, что люди не готовы даже машины перепарковать. Чтобы что-то получилось, необходимо немного потратить времени.

Вы сказали про гадости в соцсетях. Часто приходится сталкиваться с негативом? Сильно ли это давит?

— Иногда пишут, что-то просят сделать. Спрашиваешь, что случилось, объясняешь, куда идти, помогаешь. Иногда в ответ говорят спасибо, но это редкий случай. От плохих комментариев я не то, чтобы расстраиваюсь. Просто, когда у меня хорошее настроение, например, после отпуска, прихожу на работу и его уже ненадолго хватает. А моих работников — это [негатив от жителей] просто убивает. Вроде делали, делали, а потом их демотивируют. Я им говорю, чтобы переучивались: на работу ходили работать, а не в ожидании благодарностей.

А семья у вас как относится к постоянному хейту?

— Ну, я вам прямо скажу. Даже я стараюсь сам себя не смотреть. Читаю только свои посты. У меня жена не читает комментарии, нервную систему не портит. Я думаю, что и дети тоже.

А лично при общении с жителями районов часто получаете обратную связь? Что чаще всего говорят?

— Я с людьми всегда общаюсь и в Кировском, и в Ленинском. Правда стиль общения немного разный. Менталитет отличается. В Кировском районе жители несколько капризные, к ним нужен особый подход. А в Ленинском люди между собой не всегда находят понимание.

Что именно вы имеете в виду?

— Начинают во дворе делать благоустройство по программе, одни скажут: «Березу срубить». Когда ее начинают спиливать выходят другие и говорят: «мы тут пикники устраиваем, не надо срубать». Доходит до скандалов с привлечением полиции. Люди готовы с вилами друг на друга идти, хотя всё документально может быть оформлено без лишних претензий друг к другу. Просто жители не обсудили изначально друг с другом проект. А в Кировском районе всё иначе — там сразу всё серьезно принимается. Занимается всем, как правило, инициативная группа, а остальные не вмешиваются постфактум.

Кировский never sleep (никогда не спит)

Кировский район богат на ночные заведения и различные алкомаркеты. От их шума нельзя абстрагироваться даже при желании. Как их наличие влияет на район, по-вашему?

— Раньше была проблема, но сейчас меньше. Да, жители обращаются в администрацию из-за некоторых ночных заведений. Бывают те, кто любит похулиганить и не выключает музыку после 23 часов. Однако через полицию все эти вопросы решаются. Ночная жизнь, скажем так, влияет на криминогенную обстановку. Кировский район на втором месте находится по городу по количеству преступлений, хотя количество жителей и число преступлений несоизмеримы. Алкомаркеты несут в себе проблему, только если организуют распивочную после 22:00. Мы этим занимаемся, но это компетенция не администрации, а госорганов. Мы передаем информацию, они там уже либо ликвидируют, либо выписывают штрафы.

В финале нашего разговора предлагаю поговорить о крупных проектах в Кировском районе, которые все бурно обсуждали, но дальше разговоров дело пока не продвинулось. Начнем с Парка мира на проспекте Ленина, где обещали масштабное благоустройство с заменой фонтана.

— Там планируют благоустройство провести, сейчас небольшие изменения вносятся. Потом пойдет экспертиза, и мы поймем, сколько это будет стоить. Соответственно, будем искать финансовые средства. Этот проект будет реализован обязательно.

А что с кинотеатром и торговым центром в зоне ЮНЕСКО рядом с Депутатским переулком? Пару лет назад работы начались, но ничем не закончились.

— Проект застопорился со стороны бизнеса, застройщика. Дело в том, что тогда понимания не нашлось. Хотя из ряда вон выходящего ничего не собирались тогда делать. Не небоскреб же строить думали, а кинотеатр. Если он был бы востребован — ну и хорошо. Главное, чтобы потом не выросло что-то другое. Я вот вам что скажу, я был тогда на общественных обсуждениях проекта и меня поразило, что на все предложения бизнеса люди говорили: «Не хотим». Всегда, на всё: «Не хотим». Если ты не согласен со стройкой в этом месте — скажи. А когда люди говорят, что против кинотеатра, но не против пространства для бесплатных концертов и лекций, это как? Это больше похоже на шантаж. Почему у нас градозащитникам кинотеатр в центре мешает, а питейное заведение на Кирова — нормально?

Проект был еще очень громкий — застройки у Мукомольного завода. Там планировалась многоэтажка, часовня на Которосльной набережной.

— Это были слова. Инвестор пока молчит, проекта в принципе нет. Это просто была картинка.

Эта территория принадлежит бизнесмену Евгению Мухину

А что с домами на Свердлова, где планировали реновацию?

— К сожалению, там инвесторов просто не нашлось. Возможно, будет просто расселение хотя бы одного из домов. Про проект не забыли, к работам планируется приступить в 2024–2025 году.

Какова судьба здания на улице Андропова, где весной 2022 года обрушились перекрытия? Когда его начнут восстанавливать?

— Пока идет следствие. Работы можно будет начать только после окончания расследования уголовного дела.

Как думаете, центру Ярославля пошел бы единый дизайн-код, как в Рыбинске? Хотели бы подобный проект у нас реализовать?

— Они [Рыбинск] молодцы, воплотили идею и сделали ее своей фишкой. А мы такое сделаем — зачем туристам в Рыбинск надо будет ехать? Они будут здесь. Зачем людям [в Рыбинске] жизнь портить? Я считаю, что это должно в Рыбинске оставаться, а мы должны что-то свое придумывать. Мы столица Золотого кольца, должны придумывать свое. Например, у нас можно сделать большую пешеходную зону. Сделать ее как-то креативно, совместить несколько стилей. Я говорю всегда про Париж — там они умудряются совмещать новое и старое. И это придает шарм. Согласитесь, сейчас пройдет еще одно поколение и неинтересно будет уже вот это всё — церкви и всё остальное — это будет для определенной узкой категории личностей. А для всех остальных нужно будет что-то другое делать, новое.

Последний вопрос, про любимый ярославский праздник — День города. Будет в этом году? Есть уже какие-то планы?

— Я знаю, что День города будет 27 мая. Мы буквально на прошлой неделе проводили совещание, в каком формате делать праздник. У коллег из мэрии много идей, но накладывается текущая обстановка — как люди воспримут салют и некоторые другие мероприятия.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем