Город Анатолий Захаров, директор департамента лесного хозяйства Ярославской области: «Сегодня 70% областных лесов сданы в аренду»

Анатолий Захаров, директор департамента лесного хозяйства Ярославской области: «Сегодня 70% областных лесов сданы в аренду»

Как известно, лес – это наше достояние. О том, каково состояние лесного хозяйства в регионе, кто и как защищает ярославские леса от пожаров и незаконной вырубки и многом другом в интервью порталу 76.ru рассказал директор департамента лесного хозяйства – главный государственный лесной инспектор Ярославской области Анатолий Захаров.

– Анатолий Сергеевич, вы возглавили департамент в феврале этого года. На ваш взгляд, что изменилось в деятельности ведомства с вашим назначением?

– Наша работа, как и у всех чиновников, строго регламентирована, существуют определенные законы, инструкции, которых мы придерживаемся. Коренных изменений в работе департамента с моим приходом не произошло. Но и оснований для этого тоже не было.

– Но вы наверняка на каких-то моментах особенно акцентировали свое внимание?

– Да, есть болезненные вопросы. В частности, есть проблемы с сельскими лесами. Этот вопрос обострился именно в этом году. Ситуация выглядит следующим образом: раньше сельские леса государственного лесного фонда были в пользовании у колхозов и совхозов, был создан межколхозный лесхоз – организация, которая занималась ведением лесного хозяйства на этой территории. Затем его ликвидировали, постановлением правительства области все эти леса были переданы в государственный лесной фонд. Но, как выяснилось, при подготовке постановления была допущена ошибка. И сейчас очень многие бывшие собственники – агропромышленные предприятия – обращаются в суды, и суд выносит решение в их пользу об отмене этого пункта постановления правительства по передаче в государственный лесной фонд. И леса возвращаются обратно в АПК. Некоторые из этих земель сейчас находятся в долгосрочном безвозмездном пользовании. А часть уже по решению местных глав администраций были приобретены в собственность. При этом на сегодняшний день на эти земли, на эти леса не распространяется действие Лесного кодекса. И этот вопрос беспокоит не только нас, но и прокуратуру. Они сейчас активно занимаются этой проблемой.

Очень серьезная проблема сейчас – нашествие вредителя короеда-типографа. В Ярославской области он появился не так давно, а в наших приграничных областях (в частности, Московской) свирепствует уже несколько лет.

Также очень серьезная проблема сейчас – нашествие вредителя короеда-типографа. Он питается корой хвойных деревьев, прогрызая в ней ходы. В Ярославской области он появился не так давно, а в наших приграничных областях (в частности, Московской) свирепствует уже несколько лет. Причем на очень значительной площади. Практически по всей территории Московской области выявлены очень большие очаги этого вредителя. Он уничтожил практически всю спелую елку в подмосковных лесах. Сейчас перешел к нам. К сожалению, идет рост очагов. Сейчас мы работаем над тем, чтобы своевременно их выявить и вовремя убрать пораженную древесину, чтобы не дать возможности вредителю расплодиться на прилегающих территориях. Это направление требует определенных материальных затрат и трудовых ресурсов. Перед вырубкой необходимо много различных согласований.

– А кто сегодня пополняет команду? Идет ли вообще молодежь работать в лес?

– Это очень больной вопрос. Причем не только в нашей области, а вообще в системе лесохозяйственного комплекса страны. Ситуация с кадрами очень напряженная. Во-первых, с введением нового Лесного кодекса численность «Лесной охраны» резко сократилась. Если раньше в области работало порядка 1200 сотрудников «Лесной охраны» на 1200 гектаров, то сейчас ситуация изменилась, причем кардинально. Несмотря на то, что увеличилась площадь колхозных лесов, численность «Лесной охраны» теперь – 180 человек. Зарплата, которую сейчас платят начинающему лесоводу, который закончил техникум или институт, очень скромная. Мастера леса зарабатывают 8~10 тысяч рублей, участковый лесничий – 10–12, инженер лесного хозяйства – 12–14 тысяч со всеми премиальными. Конечно, это очень низкий уровень оплаты труда.

Во-вторых, сегодня нет никаких социальных льгот. Если раньше, когда молодой специалист приходил работать в лесное хозяйство, его обеспечивали жильем, хотя бы служебным. Сейчас этого нет. Поэтому притока молодых кадров тоже практически нет. Сегодня у нас даже при незначительной численности работников лесной охраны есть вакансии. Порядка 16 вакансий по области не занимаются. Мы приглашаем, но люди не идут. Причем там не только уровень мастеров. У нас максимальная недосдача специалистов! Буквально недавно мы проводили конкурс на замещение должности директора ярославского лесничества. Так вы знаете, прошел месяц, потом мы добавили еще две недели, и за это время поступила всего одна заявка от человека, который не имеет специального образования, стажа работы. Сегодня у нас молодежи до 30 лет работает менее 10%, тех, кому за 50 лет, – около 50%. Налицо печальная тенденция: идет старение кадров, опыт передавать некому. А в лесном хозяйстве это очень важно, там своя специфика – необходимо передать опыт. Не пройдя всех изначальныех этапов работы: первичной обработки материалов в лесу, оценки, правильного ориентирования в лесу – не научившись делать привязки, впоследствии работать невозможно. Научиться всему этому можно, только если у тебя есть хороший опытный наставник. Но сегодня преемственность теряется.

– Какова текущая ситуация в лесном хозяйстве региона?

– С введением нового Лесного кодекса леса стали сдаваться в аренду путем проведения аукционов. На сегодняшний день 70% областных лесов сданы в аренду. Арендаторы, которые заявляются на участие в аукционе, никакого отбора не проходят, никаких требований к ним не предъявляется. В результате порой приходят люди, не имеющие ни техники, ни опыта работы, ни специализированных кадров. Они, взяв в аренду участок леса, должны выполнять на нем все виды работ, помимо лесопользования. Основная масса – порядка 400 заключенных договоров – это лесозаготовка. Но арендаторы должны также делать противопожарное обустройство леса, заниматься лесовосстановительными работами, ухаживать за посадками и так далее. Вся ответственность за данный участок леса ложится на арендатора. Нельзя сказать, что все они не выполняют договорные обязательства. Есть добросовестные арендаторы, но все же значительная часть не выполняет своих обязательств.

– К чему это приводит?

– Не проводится противопожарное обустройство, аншлаги не устанавливаются, дороги противопожарного значения не ремонтируются. Не оборудуются места отдыха. Должным образом не проводится посадка леса. Либо вообще этого не делают, либо делают частично и некачественно. В итоге при таком подходе страдает лесовосстановление. Очень много нарушений при разработке лесосети, леса захламляются. Если лесосеть не очищена, качественно подготовить почву для посадки невозможно. Поэтому в итоге, как правило, высаживается меньше нормы саженцев, которая установлена для данной площади.

– Какие моменты еще вызывают беспокойство?

– Сотни тысяч гектаров сельских лесов выходят из гослесфонда, и хозяина, который ими бы занимался, нет. Эти леса нам не подконтрольны. Там начинает происходить рубка древесины, без всяких правил. Мы обращались в природоохранную прокуратуру, там нам сообщили, что эта земля сельхозназначения является собственностью, а все, что растет на этой земле, тоже собственность, поэтому владелец имеет право распоряжаться ею, как считает нужным. Это нонсенс, так не должно быть. Сейчас этим вопросом занимается прокуратура области. Отмечу, что это проблема именно нашей области. Раньше земли сельхозназначения, которые были покрыты лесом, в большинстве регионов были поставлены на учет как земли лесного фонда. А у нас в области их поставили на учет как земли сельхозназначения. Будем надеяться, что с помощью прокуратуры удастся поправить эту ошибку.

– Какие еще особенности характерны для нашей области?

– Качество лесосечного фонда. Если рассмотреть соседние регионы – Костромскую, Владимирскую области – то мы увидим, что качество леса там значительно выше. Это качественные хвойные насаждения с большим диаметром ствола. У нас же в основной массе преобладают лиственные насаждения – березы, осины. Причем гнилые. Поэтому когда рубится такая древесина, то возникают проблемы с ее реализацией. Может быть, одной из причин такого качества древесины является большая задолженность по арендной плате. На сегодняшний день в Ярославской области она составляет 80 миллионов рублей. Большая часть – 47 миллионов – должна поступить в федеральный бюджет, остальное – в местный. Пытаемся сейчас принимать меры, подавать исковые заявления в суды. Взыскание долгов идет, но с одних взыскивают, а другие тем временем образуют новые долги. Хотя отмечу, что тенденция образования и увеличения задолженности по арендной плате характерна не только для нашей области, но и для всей страны.

– Одна из важнейших функций организации лесного хозяйства – выращивание леса. Каких успехов в этом направлении удалось добиться Ярославской области?

– Вся лесохозяйственная деятельность очень жестко регламентирована. Составляется лесоустройство, делается анализ предыдущей хозяйственной деятельности, инвентаризация лесов, и составляется план работы на определенный период. Как правило, на 10 лет. И в этом плане все расписано. Согласно лесному плану, объем лесовосстановительных мероприятий в области установлен – 3600 гектаров в год. Из них 2000 гектаров – это посадка леса, а остальное – содействие естественному возобновлению. Ежегодно мы справляемся с этими объемами. И в этом году мы уже более чем на 80% выполнили план. А посадочный материал, который необходим для производства лесных культур, наша область в отличие от соседних выращивает сама и полностью обеспечивает себя посадочным материалом. Это очень важно. У нас два питомника – в Петровске и Данилове. Порядка шести миллионов саженцев хвойных пород – елки и сосны – мы выращиваем. Этого достаточно для того, чтобы обеспечить всех арендаторов. На территории гослесфонда, которая не сдана в аренду, мы проводим конкурсную процедуру, аукционы, а победитель высаживает посадки нашими же саженцами. В этом году мы посеяли пять гектаров семян. Через три года они будут готовы к посадке.

– Существует ли в области такая проблема, как вырубка леса «черными лесорубами»?

– Есть такая проблема. Но если сравнить масштабы самовольных рубок у нас и даже в соседних Костромской или Владимирской областях, то у нас объем значительно меньше. В прошлом году «черные лесорубы» вырубили порядка 7000 кубометров. В этом году чуть больше 3000. Часть нарушителей выявлена. Есть случаи, когда полицейские нарушителей не находят. Наиболее проблемные районы в отношении самовольных рубок – Угличский, Борисоглебский. Работа ведется, но окончательно искоренить этот процесс нам пока не удалось.

– Наступило лето, начинается пожароопасный сезон. Каков прогноз на это лето?

– Мы всегда готовимся к худшему. Подготовка проводилась в расчете на то, что лето будет жарким. Май и июнь для нас проходят стабильно. Небольшие проблемы возникли в первой половине мая, когда люди жгли сухую траву. На площади 1,5 гектара были незначительные пожары. Но их потушили в зародыше. А вот июль и август по прогнозам синоптиков будут жаркими и сухими.

– Какие мероприятия проводятся в области для того, чтобы подготовить лесное хозяйство к возможным аномальным условиям в пожароопасный период?

– Важно, что в области было создано специализированное учреждение «Лесная охрана», которое занимается непосредственно противопожарным обустройством лесов, подготовкой техники, созданием пожарно-химических станций (сегодня в области их 13). Станции укомплектованы специальной техникой, инвентарем. Есть подготовленные специалисты. Сейчас при этой службе создан круглосуточный единый диспетчерский пункт. Ярославская область относится к зоне наземного патрулирования. В лесничествах разработано 195 маршрутов патрулирования, 210 маршрутов разработано «Лесной охраной», работает 30 патрульных групп. Ежедневно патрулируются тысячи километров. А патрульные машины оборудованы простейшими средствами тушения пожаров. Естественно, работаем с населением, выставляем аншлаги. Все в комплексе дает результат. Еще хочется отметить, что мы заключили соглашение со всеми соседними областями о маневрировании силами и средствами в период возникновения лесных пожаров, заключили соглашения с МЧС, военными лесничествами и так далее.

– Как вы считаете, на каком уровне сегодня находится экологическая культура населения, о которой сегодня так много говорят?

– Культура поведения населения, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Пока она на низком уровне. Наверное, причина 100% всех возгораний в лесу – человек. Незатушенный костер, брошенный окурок, выжигание травы... Мы выпускаем листовки, проводим работу, но все равно человеческий фактор здесь присутствует. Кроме того, рядом практически с каждым населенным пунктом, где есть лесной массив, именно там образуются несанкционированные свалки. У этого две причины: отсутствие культуры и отсутствие должной организации сбора и утилизации отходов. А кому мешают противопожарные аншлаги? Кто их расстреливает, ломает? Но общими усилиями стараемся поправить положение. Очень серьезная работа проводится в школьных лесничествах. Отмечу, что именно работа с подрастающим поколением более результативна.

Фото: Видео Дмитрия РЕВЯКИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем