RU76
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Ярославле

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

2 м/c,

с-в.

764мм 87%
Подробнее
USD 89,70
EUR 97,10
Семья проблема «Круглосуточной горячей линии нет»: куда бежать жертвам домашнего насилия в Ярославле

«Круглосуточной горячей линии нет»: куда бежать жертвам домашнего насилия в Ярославле

Оказалось, что мест для женщин, оказавшихся в кризисной ситуации, почти нет

Куда податься женщинам, переживающим тяжелые времена в семье

Ситуация с мамой 4-летней девочки, выпавшей с балкона пятого этажа в Ярославле, всколыхнула общественность. После трагедии 40-летняя Ольга рассказала, что ее бьет супруг, в тот день ее лицо было синим от гематом. Потом Ольга забрала слова назад, а отец девочки пришел в редакцию 76.RU и сказал, что он не домашний тиран.

Жители города разделились на два лагеря: кто-то пожалел женщину, а кто-то считает, что она сама ответственна за свою жизнь, и, если что-то не нравится, всегда можно уйти.

Мы попытались найти места в Ярославской области, где могут принять жертв домашнего насилия, если им некуда идти. Спойлер: почти нигде.

Быть избитой можно лишь по будням

Первым вариантом при запросе «Куда идти в Ярославле, если бьет муж» поисковик выдает «Центр социальной помощи семье и детям». На сайте государственного учреждения говорится, что оно работает с понедельника по четверг с 08:30 до 17:30, пятница — сокращенный день, двери убежища для жертв домашнего насилия будут открыты лишь до 16.30. В субботу и воскресенье в центре — нерабочие дни.

В самом центре на вопросы корреспондента 76.RU, какую помощь могут оказать женщинам, ответили сухо.

— В каждом случае всё индивидуально. Если у человека безвыходная ситуация, мы смотрим, что это за безвыходная ситуация, и решаем ее проблематику. Если у женщины проблема, она должна позвонить нам и мы ей всё объясним. Вы дайте ей телефон, мы ей всё расскажем, покажем и поможем. Больше по телефону не дадим никакой информации, — с этими словами сотрудница центра положила трубку.

Одновременно — максимум восемь женщин

Второе место, куда могут податься жертвы насилия, находится не в Ярославле, а в Ростове Великом. Называется оно Центр помощи «Мария». Там объяснили, что в организацию может обратиться любая женщина, даже без документов.

— Нет каких-то конкретных требований. Мы можем оказать помощь женщине, даже если у нее нет каких-то документов. Как таковых ограничений у нас нет. Если она находится в ситуации насилия, то, конечно, мы можем оказать ей помощь. Мы можем организовать временное размещение для проживания. Мы особо не распространяемся об этом, поскольку мы находимся в небольшом городе и у нас небольшое место для размещения. Также мы можем поместить женщину в гостиницу на короткий период, либо с долгосрочной перспективой иногда помогаем арендовать жилье, чтобы она какой-то период могла получать помощь, если у нее самой нет такой материальной возможности, — пояснили в центре «Мария».

Правда, на ночные звонки здесь не ответят.

— У нас нет круглосуточной горячей линии, потому что я сама принимаю обращения. У нас нет ни секретаря, ни отдельных работников, которые этим занимаются. Поэтому если получится, что женщина приехала к нам поздно вечером, но она обратилась днем, то мы, конечно, можем сделать исключение и ее разместить вечером. У нас на днях была такая ситуация. Но не предусмотрено, что мы ночью будем отвечать на звонки или сообщения. Обычно телефон работает с 09:00 до 20:00. В это время можно позвонить, я обычно на связи, — рассказала сотрудница центра.

Помимо предоставления жилья женщинам помогают в поиске работы, чтобы они смогли встать на ноги и начать жить самостоятельно.

— У нас есть социальный работник, мы помогаем женщинам в поиске вакансий. Иногда помогаем найти какие-то курсы, если женщина хочет обучиться какой-то профессии. Бывало, что организации помогали нам материально, если у женщин самих нет такой возможности. Например, одна девушка у нас обучилась парикмахерским искусствам, мы помогли курсами. А наша дружественная организация купила инструменты для стрижки. Также мы используем какие-то личные знакомства либо соцработник занимается поиском вакансий, подготовкой резюме и так далее, — объяснили в «Марии».

Одновременно в центре можно разместить до восьми взрослых женщин, при условии, что места будет хватать. Некоторые приходят в центр вместе с детьми, для которых тоже нужны кровати. Поэтому сотрудники отталкиваются от ситуации.

— Мы можем разместить до 8 взрослых человек. Всё зависит от того, сколько у других женщин детей, потому что женщины бывают с двумя, тремя, четырьмя детьми, даже пятью. Разные ситуации бывают. Если женщина проживает одна, мы можем разместить, например, двух женщин в одной комнате. У нас довольно просторные места для проживания. Ну в среднем — до 8 взрослых женщин одновременно.

Обычно женщины живут в центре «Мария» не больше трех месяцев. Многие за это время успевают восстановиться и встать на ноги. Но бывают и исключения.

— Максимальный срок, на который мы можем разместить, зависит от степени кризисной ситуации, то есть насколько она сложная для женщины, какие у нее есть личностные ресурсы, какие у нее жизненные обстоятельства. То есть в среднем до трех месяцев. Это максимальный срок. Был случай, когда женщина с маленьким ребенком жила полгода, но это скорее исключение из правил.

«Пока женщина находится в центре, мы пытаемся ее социализировать, составляем реабилитационный план»

Она сообщает, к чему стремится, чего может достичь, пока у нас находится. Действуя по этому плану, она предпринимает какие-то меры совместно с сотрудниками, чтобы пройти реабилитацию, найти работу, жилье. Всё зависит от того, у кого какие цели. Естественно, если у женщины какая-то безвыходная ситуация, а у нас нет ресурсов ее размещать в дальнейшем, мы обычно ищем какие-то партнерские организации. Есть организации, которые могут содержать женщин полгода или год, у них есть такие возможности. Окажем помощь, поможем ее судьбу решить как-то в дальнейшем после ухода из нашей организации, — объяснили в центре.

Бюрократия взамен насилия

Мы решили узнать, лучше ли обстоят дела с центрами для женщин, пострадавших от домашнего насилия в городах-миллионниках. Для этого связались с руководителем социальной службы Благотворительного фонда «Теплый дом» в Санкт-Петербурге Дарьей Нечайкиной.

По ее словам, пробелы в системе есть везде. Например, женщинам нужно собрать кипу документов, чтобы их пустили жить в кризисную квартиру.

— Я могу вам рассказывать только про Санкт-Петербург, поскольку мы региональная организация и я работаю только здесь. Про всю Россию сказать не могу, но, думаю, что в регионах дела обстоят сложнее. Что в Санкт-Петербурге: тут есть Центр помощи семье и детям и при районных центрах есть кризисные квартиры, куда женщина в принципе может поселиться вместе с ребенком. Сложность в том, что у женщины должна быть регистрация на территории Санкт-Петербурга, и она в целом должна собрать довольно большой пакет документов, в том числе медицинские анализы. То есть в ситуации семейного насилия это происходит не так, что ты пришел и сразу устроился. Всё равно требуется какое-то время. И это сильно всё усложняет, конечно. Регистрация очень сильно усложняет. Потому что бывают истории, когда женщина приезжает из региона, связывается с мужчиной, который в определенный момент понимает, что не хочет с ней жить. И эти женщины остаются в состоянии, близком к жизни на улице, — рассказала Дарья.

Для женщин, у которых нет местной регистрации, есть другой путь. В кризисные квартиры их не пустят, но они могут обратиться в благотворительные организации, у которых есть собственные приюты. Однако мест для жертв домашнего насилия может хватить не всегда.

— Что касается женщин с детьми, не имеющим регистрации и оказавшимся в такой ситуации, то в Санкт-Петербурге есть, например, несколько благотворительных организаций, у которых тоже есть приюты, куда можно устроиться. Мест там мало, и это буквально три организации на огромный, шестимиллионный город. Эта история тоже не всегда простая. Иногда места бывают, иногда нет. Вот с этим всё сложно. И есть пара организаций, которые помогают именно жертвам насилия, прицельно. Не жильем, но юридической помощью, психологической помощью. Работают с женщинами, которые подвергаются именно насилию, — рассказала Дарья. — Иногда бывает, что женщины из маленьких городов приезжают и говорят: «У нас обратиться некуда, поэтому я приехала в Питер».

Есть ли решение?

По мнению Дарьи Нечайкиной, одной из основных проблем, которую нужно решать для качественного функционирования системы помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, необходимо распутать бюрократические дебри, сквозь которые приходится продираться жертвам домашнего насилия. Например, отменить правило о заселении в кризисные квартиры по регистрации в городе, допуская туда тех, у кого есть гражданство РФ.

— В идеале, конечно бы, стоило упразднять институт регистрации. Вот этой вот всей истории про прописку и про разделение по округам. На мой взгляд. Потому что очень разнится история про регионы, и, по-хорошему, люди одной страны должны бы получать примерно одинаковую помощь во всей стране. В Петербурге, например, очень много кризисных квартир, они районные, — считает Дарья Нечайкина. — Но они опять же не всегда бывают заполнены, потому что у женщин, которым требуется такая помощь, нет регистрации. Если бы помощь можно было получить, не имея регистрации, а имея просто гражданство, было бы уже сильно проще. Также нужно развивать историю с кризисными квартирами в регионах.

«Если ты знаешь, что тебе есть куда уйти, то сил и ресурсов у женщины сильно прибавляется»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем