Дороги и транспорт Скандал с автобусами «Яичко съесть и в гнёздышко сесть»: как в Ярославской области раздирают рынок пригородных перевозок

«Яичко съесть и в гнёздышко сесть»: как в Ярославской области раздирают рынок пригородных перевозок

Кто и на каких автобусах будет нас возить по многомиллионным контрактам

Московского перевозчика пассажиры невзлюбили сразу за неудобные автобусы

Куда катится скандал с пригородными перевозками в Ярославской области? Похоже, как и сами автобусы — в неясную туманную даль. Сегодня в Ярославской областной думе собрали экспертную комиссию по этому вопросу. За стол сели депутаты, представители фирм-перевозчиков и эксперты транспортной сферы.

В Ярославской области с начала года начался передел рынка автобусных перевозок. Власти начали внедрять новую схему движения пригородных и междугородных автобусов. До конца прошлого года в Ярославской области было 146 автобусных маршрутов: 95 из них сохранили без изменений, пять отменили совсем и 46 перекроили. Закрыты маршруты № 134, 503, 515, 533, 185. Но в те населённые пункты, куда раньше ходили только эти автобусы, стали заезжать другие.

Многих местных перевозчиков отстранили от работы за нарушения. В департаменте транспорта говорят, что те позволяли себе опаздывать от графика и допускали другие нарушения. Аукционы власти планируют разыграть в феврале — и, видимо, это будет очень крупная сумма, ведь у каждого контракта многомиллионные цены. А пока заключили временные договоры. И на линии вышли автобусы других перевозчиков — есть местные, но появились и другие — с выхода московской фирмы на маршруты её автобусов и начался самый громкий скандал.

«Мы давили на людей»


Появились случаи, когда людей не сажают в автобусы даже с билетами 

Сначала попытались в целом сообразить, где проблема. Жалобы сыпались на маршруты из Рыбинска, Некрасовского, Туношны, левобережного Тутаева и так далее. Пришлось начинать с начала — вспомнить, как у нас ходят автобусы.

Заговорили, в частности, о 103-м автобусе.

— Жаловались жители Туношны на отмену автобуса № 103, — сказал и. о. директора департамента транспорта Анатолий Бойко. — Теперь этого автобуса нет, но к ним заезжает автобус № 150, который едет из Некрасовского. Так они недовольны, что автобус к ним приезжает уже битком.

— Мы тоже кое-что понимаем в транспортных вопросах, — тут же возразил депутат Ярославской областной думы Виктор Волончунас. — А у 103-го в Ярославле где конечная? На Богоявленской площади? А, на автовокзале...

Обсудили и объединение маршрутов Ярославль — Вятское и Ярославль — Красный Профинтерн. И здесь Волончунас подал голос из президиума.

— Автобусы теперь ездят по кривой, буквой «Г», — отметил он.

Были вопросы и к водителям на маршруте № 500 Рыбинск — Ярославль. Пассажирам иногда приходится рукой показывать водителям дорогу, просто потому, что по-русски водители не всегда понимают. Толерантность проявил, заступившись за шофёров, руководитель департамента транспорта.

— Они все — граждане России, просто они из других регионов, — объяснил Анатолий Бойко, но добавил: — Мы поговорили с перевозчиком на эту тему, ведь регулировать национальность водителей по закону мы не можем. Он уже уволил некоторых из них, которые нарушали ПДД.

В целом, как заверил Бойко, людям всё разъяснили, и, по его мнению, они успокоились.

— Мы давили на людей, и вопрос был снят, — заверил чиновник.

Но это не совсем так.

«Водитель сбежал на полпути»


К водителям компании «ВестЛайн» у людей появилось много претензий

Сначала жалобы пассажиров были простыми — вместо больших комфортных автобусов пустили нечто, похожее на маршрутку. Новые, но небольшие автобусы, где трудно даже разместить багаж. Но день ото дня истории от пассажиров становились всё интереснее. На Ярославле-Главном, например, в автобус не посадили семь человек с билетами.

— Совсем стыд потеряли, — возмущается оставшаяся на улице пассажирка Анна Сабзирова. — Купили в кассе вокзала билеты на автобус до Рыбинска, но нас не посадили. Потому что мест в автобусе 25, а у нас билеты на 28-е и 29-е места оказались каким-то чудом.

Правда, через некоторое время оставшимся на улице пассажирам нашли места в другом автобусе.

Другая история случилась, когда 500-й автобус ехал из Рыбинска в Ярославль. Там пассажиры были вообще в шоке.

— Автобус остановился в районе торгового центра «РИО», — рассказала Марина Метелкина. — Водитель куда-то позвонил, а потом сказал, что автобус сломался и нас заберет следующий. Оставил ключ зажигания и уехал куда-то, бросив пассажиров в открытом автобусе на обочине дороги. Следующий автобус промчался мимо. До места назначения люди добирались самостоятельно. Среди пассажиров были пожилые люди и инвалид на костылях.

«Все водители — россияне»


Безбилетников водитель посадил за углом. За деньги

Московская компания «Вест Лайн» работает на рынке не первый день. Раньше они уже обслуживали несколько маршрутов в Рыбинском районе. Также они работают в Рязани, Москве и Московской области.

Сейчас у перевозчика 18 новых автобусов IVECO Foxbus (вместимость — 31 посадочное место) и ПАЗ «Вектор 320435–04» (25 мест). К ним добавили три больших автобуса Golden Dragon на 55 мест с большими багажными отделениями. Ещё два автобуса стоят в резерве.

— Большие автобусы мы поставили на пиковые часы, — рассказали в руководстве рыбинского филиала «Вест Лайн». — Пассажиропоток оказался больше прогнозируемого, отсюда и жалобы. Но жалобы есть, как по существу так и не по делу. Водители у нас — все профессионалы, все россияне.

Штрафы за нарушения Правил дорожного движения эти россияне получают часто. Но чиновники говорят, что на это вообще не стоит обращать внимания.

— Имеются существенные отличия по количеству точек автоматической фиксации нарушений ПДД и типов нарушений, которые фиксируются, — объяснили в департаменте транспорта Ярославской области. — Дополнительно необходимо принимать во внимание количество ежедневно работающих на линии автобусов. Существенно различается выпуск трех автобусов от 30 или 300. «Вест Лайн» является крупным перевозчиком. Компания холдингового типа, количество автобусов — более 500.

Власти не видят особых проблем в сложившейся ситуации. Хотя и не отрицают, что пробелы есть.

— Можно оценить результаты: ежедневно выходит около двух тысяч рейсов, раньше было по 50–60 срывов ежедневно, а теперь их количество сократилось до 20–30, — заверил Анатолий Бойко.

Речь идёт о случаях, когда сломался автобус или, например, водителя не допустили к рейсу и людей с платформы или с остановки никто не смог забрать в положенное по расписанию время.

«Такого бардака не было никогда»


Водители компании «ВестЛайн» часто попадаются на нарушениях ПДД

Глава «Ярославского союза профессиональных перевозчиков» и бывший глава департамента транспорта Александр Болтовнин не смог спокойно наблюдать за происходящим. Накипело. Решил высказать всё нынешним ответственным за автобусные перевозки в лицо.

— Когда мы работали, у нас срывов было — ноль, — считает он. — И корректировали маршруты с учётом новых микрорайонов, дорог и изменений потоков, и такого бардака не было никогда. Как формировались лоты (на контракты для нового перевозчика. — Прим. ред.), тоже непонятно. Вы нарушили закон о конкуренции. Вы написали в требованиях столько всего, что почти никто из перевозчиков и не заявился. Да и зачем на междугородних перевозках, где порой три-четыре остановки на маршруте, светящиеся табло и автоинформатор? Наплодили «аппендиксов» (это про то, что буквой «Г» ездят. — Прим. ред.), что людям теперь приходится платить за ненужные километры и ехать лишнее время. Как можно в один маршрут забивать по четыре маршрута? У автобусов Foxbus на 500-м маршруте багажное отделение вообще меньше, чем у «Лады-Ларгус» — это что такое?

Казалось, Болтовнин был готов говорить ещё долго, но коллеги-эксперты его остановили:

— Зачем сотрясать воздух?

И глава департамента продолжил рассказывать о плюсах новой системы транспортных перевозок.

— Разыгрывается часть аукционов, часть конкурсов, — говорил он. — Качество перевозок улучшится, ведь по новым требованиям все автобусы будут не старше трёх лет, в них будут и другие сервисы: видеонаблюдение, ГЛОНАСС, кондиционеры, громкоговорители...

— Как так можно врать? — начали переговариваться между собой перевозчики.

— Надо всё сказать ему при всех, чтобы на стуле заёрзал, — директор Даниловского АТП Николай Киселёв прервал речь Бойко.

Сказал так:

— По какой-то причине вы разделили маршруты пополам: на прибыльные и неприбыльные. Естественно, мы вышли на тот лот, который приносит доход. Но нас переиграл другой участник, причём обманным путём. Ну и вы сами-то попользуйтесь автобусами и поймёте, что вы улучшили для пассажиров — ничего. Верить вам больше нельзя.

Чего ждать дальше


Эксперты обсуждали вопросы пригородных перевозок два часа

Кто будет возить жителей области по пригородным маршрутам и на каких автобусах, станет ясно в феврале.

Окончательно оператор-перевозчик будет определен по результатам конкурентных процедур, которые уже объявлены. Условия, на которых перевозчики обслуживают маршрутную сеть в тестовый период, одинаковы для всех. Межмуниципальные маршруты сейчас обслуживают девять перевозчиков. С победителями конкурса будут заключены контракты на 3 года (2020–2022 годы). Цена контракта будет определена в результате торгов. Деньги там приличные. Перевозчики уже жалуются — подозревают, что всё делается под конкретных игроков.

Через несколько дней состоится комитет Ярославской областной думы на эту тему, и, возможно, там будут приняты какие-то решения. А пока участники экспертного совета разошлись, пообещав в дальнейшем прислушиваться к мнению друг друга.

— Хорошие вы мужики, но как с вами тяжело, — вздохнул, уходя, Виктор Волончунас. — Хотите и яичко съесть, и в гнёздышко сеть.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем