В Ярославле хотят построить новую дорогу — от Московского проспекта до инновационного центра, детского сада и IТ-парка «Тензор», которые должны появиться на месте снесенной гостинцы «Чайка». Материалы по объекту выложили на сайте областного департамента охраны объектов культурного наследия в рамках общественного обсуждения о влиянии будущей дороги на объект культурного наследия — каменный арочный мост 1833 года постройки. Он расположенный недалеко от места новой транспортной артерии.
Каменный мост, о котором идет речь, по разным данным, построен в 1832-м, когда вместо ветхого деревянного моста через Которосль было решено построить насыпь (полностью работы по сооружению дамбы завершились в 1833 году). В ее центральной части сделали каменную арку, позволявшую воде во время половодий быстро стечь в Волгу. Мостик был построен из дикого камня, без отделки, необразованным зодчим — крестьянином Емельяном Орловым. За это городской голова от имени общества подарил ему кафтан и шапку. В «Ярославских Губернских ведомостях» тогда писали, что мужичок был вполне счастлив и забыл думать о своих трудах и заслугах. Сейчас арка уже наполовину засыпана и помещена в современный металлический каркас. По мнению исследователей, не имеет следов деформации.
Проектировщиком дороги является ярославская компания «Мегастрой».
— Проект подъездной автодороги предусматривает реорганизацию системы транспортно-пешеходного обслуживания территории с учетом сложившихся потребностей и нормативных требований. Планируется устройство новых участков двух улиц местного значения — 2-й Закоторосльной Набережной и Малого Московского переулка. На пересечении улицы Малой Пролетарской и Малого Московского переулка планируется ввести светофорное регулирование. Вдоль Московского проспекта планируется размещение остановочного комплекса общественного транспорта. Запланирован съезд с Московского проспекта на территорию многофункционального офисного центра, заезд на подземную парковку и выезд из нее на 2-ю Закоторосльную Набережную, — говорится в документации.
Предполагается, что новая дорога будет с двухсторонним движением — в направлении IТ-парка и из него. В конце нее предусмотрено разворотное кольцо.
Чтобы никак не навредить историческому арочному мостику, проектировщики намерены все необходимые конструкции доставлять на площадку в укрупненном виде и монтировать с колес — это минимизирует территорию для складирования материалов. Подача бетона будет осуществляться бетононасосом. Для исключения динамических нагрузок от строительной техники доставка строительных материалов будет идти с ограничением скорости движения до 5 км/ч.
— С учетом того, что работы по строительству с подъездной дороги планируются на противоположной стороне автодороги и не контактируют с конструкцией моста, следует вывод об отсутствии увеличения динамических нагрузок на арку моста, тем более что его основная опорная часть — основание арки — в настоящее время засыпана, — заключают проектировщики.
Их вывод: негативное влияние на объект культурного наследия при строительстве подъездной дороги отсутствует. Это подтвердил и эксперт Геннадий Шелудьков, проанализировавший документы. Его заключение выложено на сайте департамента отдельным файлом.
Сейчас эти документы выставлены на общественное обсуждение. Продлится оно до 17 ноября 2022 года. Только после этого проектировщик будет делать следующие шаги.
Мы будем следить за темой.
Напомним, о строительстве IT-парка на месте снесенной гостиницы «Чайка» стало известно несколько лет назад. Застройку запланировали по соглашению правительства Ярославской области с компанией «Тензор». В 2017 году в Сети стали появляться первые проекты парка. В компании, которая строит IT-парк, говорят, что это будет ультрасовременный центр, созданный на основе симбиоза технологий и природы. Мы публиковали фото проекта.