Здоровье репортаж «Плачут и спрашивают: "Как мы без вас?"» Репортаж из уникальной закрывшейся клиники, где россиянам бесплатно лечили рак мозга

«Плачут и спрашивают: "Как мы без вас?"» Репортаж из уникальной закрывшейся клиники, где россиянам бесплатно лечили рак мозга

В Москве и Санкт-Петербурге есть подобные технологии, но это не всем пациентам по карману

Теперь в России осталось всего семь гамма-ножей

В 2018 году в Обнинске открылась Gamma Clinic, где установили аппарат гамма-нож — это радиохирургическая установка для лечения доброкачественных и злокачественных опухолей в полости черепа. Всего в России восемь таких аппаратов, но теперь станет на один меньше — 19 октября клиника закрылась по решению учредителей.

Центр принимал пациентов по ОМС. На лечение туда ехали со всей страны. Теперь людям с опухолями и метастазами в мозге будет непросто получить бесплатную медицинскую помощь — квоты на лечение гамма-ножом приходится ждать месяцами, а большинство таких клиник принимают онкобольных только платно. Цена за операцию — 200 тысяч рублей.

Корреспонденты MSK1.RU побывали в Gamma Clinic в ее последний день работы и пообщались с врачами. Рассказываем, почему ее закрытие — огромная потеря для всей страны.

Gamma Clinic открылась на базе Медицинского радиологического научного центра им. А. Ф. Цыба в Обнинске 1 февраля 2018 года. Она занимала совсем небольшое пространство в одном из корпусов. Руководил клиникой нейрохирург Сергей Ильялов — именно он начал работать на первом гамма-ноже в России в 2005 году в НИИ нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко.

В 2017 году Ильялова пригласили возглавить новый проект — Gamma Clinic, на что врач охотно согласился. Помещение арендовали у центра им. А. Ф. Цыба, а финансировали проект несколько частных инвесторов. По словам руководителя клиники, гамма-нож очень дорогой — он стоит порядка пяти миллионов евро.

Последний день работы клиники ничем не отличался от предыдущих. Когда мы перешли порог центра, в рабочей зоне проводили очередную операцию.

— У этой пациентки доброкачественная опухоль, но очень сложной локализации. При хирургическом лечении практически 100-процентная вероятность, что ей перекосит лицо. А радиохирургия дает хорошие шансы на то, чтобы сохранить функции лицевого нерва, — рассказал Ильялов.

Врач наблюдает за пациенткой в режиме онлайн — на большой экран в его кабинете выведена камера из рабочей зоны, или «каньона» — так из-за специфического строения ее называют сотрудники. В целом клиника занимает совсем немного места: здесь есть ресепшен, комната КТ, зона отдыха и зона планирования.

В рабочей зоне стоит тот самый гамма-нож. На потолке — большое панно с изображением голубого неба и верхушек берез, которое создали по задумке Ильялова. Именно там проходят операции по удалению метастазов и опухолей в полости черепа без разрезов кожи и трепанации.

Для этого используют радиоактивное излучение от 196 источников кобальта-60, пучки которого собираются вместе и действуют наподобие неинвазивного хирургического ножа — разрушают ДНК опухолевых клеток.

По словам врачей, всё лечение занимает несколько часов в течение одного дня. Сначала медики фиксируют на голове пациента специальную стереотаксическую раму — она является частью системы координат, в которой доктора делают расчеты. Эта же рама позволяет неподвижно зафиксировать голову.

Затем проводится магнитная томография, делаются расчеты, и пациента отправляют в аппарат — он работает автоматически, за пультом управления находится оператор, который просто наблюдает за состоянием пациента.

— По большому счету пациент ничего не испытывает — никаких болезненных ощущений. Кто-то во время операции спит, кто-то слушает музыку, — говорит Ильялов.

Лечиться в Gamma Clinic приезжали со всей страны: от Калининграда до Владивостока, а еще из стран ближнего зарубежья. Благодаря гамма-ножу в первый год работы здесь вылечили 170 пациентов. Постепенно обращений становилось всё больше, и центр вышел на уровень 500–600 операций в год.

Одну из пациенток принесли в клинику на руках — она оказалась парализована из-за метастаза в мозге. А после операции девушка вернулась в центр на своих ногах. И таких историй здесь много. По разным данным, потребность в радиохирургии внутричерепной патологии в России оценивается от 50 до 70 тысяч ежегодно. На сегодняшний день, по словам Ильялова, в стране проводится максимум 10 тысяч требуемых операций.

— У нас в стране пока доминирует метод облучения всего головного мозга — это обычная лучевая терапия. Радиохирургию можно, в принципе, проводить не только гамма-ножом — можно кибер-ножом, можно линейными ускорителями, но там есть свои нюансы, которые ограничивают возможности их применения, — объяснил руководитель клиники.

Казалось, что это направление нужно развивать дальше. Но есть небольшая загвоздка: раз в 5–6 лет гамма-нож необходимо перезаряжать кобальтом, а это требует новых инвестиций.

— Вероятно, на этом этапе мы и споткнулись, потому что инвесторы решили, что им дальше невыгодно развивать это направление. Я понимаю так, — сказал Ильялов.

И учредители «МедИнвестГрупп» решили закрыть клинику. Помещение, которое она занимала, вернется центру. Примерно 15 сотрудников Gamma Clinic сократят — уведомление об этом они получили по почте. Медики пока не знают, куда пойдут дальше.

— Я больше переживаю не за себя, а за пациентов. Я-то работу найду. Пациенты нам звонят со слезами и спрашивают: «Что нам делать? Как мы без вас?» — рассказала врач клиники Анастасия Паршунина.

Теперь у людей с онкозаболеваниями мозга есть два основных пути: в Москву или Санкт-Петербург. Но НИИ нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко работает только платно, а в НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского, где установлен еще один гамма-нож, бесплатную помощь могут получить только жители Москвы. Подобная ситуация и в Питере: по ОМС там принимают только жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

«Все остальные регионы — только за деньги»

Вылечить опухоль или метастазы в мозге можно и другими способами: с помощью кибер-ножа или линейных ускорителей. Но в отличие от гамма-ножа эти аппараты имеют погрешность в движении и доставке дозы.

— Гамма-нож работает за счет радиоактивного кобальта, пучок идет четко в цель без паразитной дозы. Все линейные ускорители имеют паразитную дозу. И лечение делят на несколько сеансов. Гамма-нож работает за один сеанс и может использоваться рядом с такими тонкими структурами, как нервы, — объяснила врач.

И хоть лечение на кибер-ноже можно получить по квоте, ее еще нужно дождаться.

Еще одно преимущество гамма-ножа состоит в том, что после операции пациентам не нужно проходить какую-либо реабилитацию. Они могут сразу приступать к повседневным делам и работе.

Часто бывает так, что у онкопациентов сначала выявляют метастазы, а уже потом основное заболевание. Метастазы ущемляют мозг, появляется неврологическая симптоматика — в итоге пациент погибает не от основного заболевания, а от быстрорастущего новообразования в черепе.

— Вариантов лечения на самом деле немного у таких пациентов. Химиотерапия не лечит метастазы, потому что у мозга есть защитная тонкая оболочка — терапия не проникнет через этот барьер. Остается либо хирургия, либо облучение всей головы.

Ильялов также рассказал, что в Gamma Clinic по ОМС наблюдались пациенты с метастазами меланомы — когда они распространяются по другим органам, вылечить онкологию уже невозможно. Но операция с помощью гамма-ножа помогает контролировать рост метастазов и дает пациенту возможность улучшить качество отведенной жизни.

— Они наблюдаются у нас уже шестой год. Это считается неизлечимой стадией болезни. Да, пациент, несмотря на всё лечение, рано или поздно погибнет, но качество жизни у него будет намного лучше, — отметил врач.

В день клиника принимала по три пациента. Теперь клиенты бьют тревогу, звонят в центр и спрашивают, чем можно помочь, чтобы он не закрылся. Но помочь нечем.

— Нам часто говорят, что здесь обстановка как в семье. Пациенты уезжают радостные, — говорит администратор клиники Алена.

«Мы за каждым пациентом как за ребеночком бегаем»

В отличие от многих других центров в Gamma Clinic принято отслеживать результаты пациентов после операций. Врачи остаются с ними на связи — им всегда можно позвонить, написать, прислать снимок КТ и спросить, что делать дальше. Обычно специалисты отвечают на вопросы в течение 15–20 минут.

— Важный этап лечения — отслеживание результатов, что обычно не входит в практику радиационных терапевтов. По большому счету — облучили и отпустили пациента, — отметил Ильялов.

Кроме того, врачи стараются максимально упростить маршрутизацию пациента.

— Это важно, когда в регионах у нас всё печально и пациенты не знают, куда идти. Такие центры — как глоток свежего воздуха. Они приезжают поникшие, не знают, что делать, ты им объясняешь — они приходят в себя, глаза загораются. Я считаю, что так и должно быть, но не везде с этим согласны, — рассказала Анастасия.

По словам старшей медсестры Алисы Коршенковой, Gamma Clinic планирует передать своих пациентов другому центру, но как это будет реализовано, пока неясно: из-за разного оборудования есть определенные риски в лечении, а в том же НИИ нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко и своих пациентов достаточно.

Корреспондент MSK1.RU направила официальный запрос учредителям клиники «МедИнвестГрупп», чтобы узнать официальную информацию о закрытии центра. Как только придет ответ, мы опубликуем его на сайте.

Ранее мы рассказывали, что в России разработали препарат для лечения рака светом, и разбирались вместе с экспертами, сможет ли страна с его помощью победить онкологию.

Также MSK1.RU объяснял, могут ли беременность и ЭКО спровоцировать рак, и публиковал историю жительницы Подмосковья, которой диагностировали неизлечимый рак молочной железы. Она рассказала, ради чего стоит бороться, когда любой день может быть последним.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
«Ипотеки нет»: какие остались способы купить квартиру при новой ставке ЦБ
Анонимное мнение
Мнение
«Придется снижать цены»: миллиардер — о том, что ждет рынок недвижимости в 2025 году
Анонимное мнение
Мнение
«Питаться в кафе дешевле, чем дома». Как россиянка живет в «городе пенсионеров» во Вьетнаме
Анонимное мнение
Мнение
«Кринжануть, так с рофлом»: журналист изучил язык современных подростков — личный опыт автора
Сергей Уланов
Видеопродюсер NGS.RU
Мнение
«Если он делает маникюр, почему я не могу быть инженером?»: колонка россиянки о сексизме на вахте
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления