RU76

вос.

753мм 61%
USD 92,51
EUR 98,91
Здоровье Всё о коронавирусе интервью Не только антитела: ярославский иммунолог рассказала о том, что защищает нас от коронавируса

Специалист ответила на вопрос, надо ли прививаться от COVID-19

Иммунолог Елена Чепрасова посоветовала группам риска сделать прививку от коронавируса

После того как человек переболел коронавирусом, у него в крови обычно находят антитела. Но со временем они пропадают. Означает ли это, что организм больше не защищен? Какие механизмы внутри нас помогают справиться с болезнью? Надо ли переболевшему коронавирусом человеку делать еще и прививку? На эти вопросы ответила инфекционист, аллерголог-иммунолог, главный внештатный специалист по вакцинопрофилактике департамента здравоохранения и фармации Ярославской области Елена Чепрасова.

Что поможет справиться с болезнью

— Что вообще защищает нас от проникновения чужеродных микроорганизмов и разрушения ими нашего организма? Есть врожденный иммунитет, который достался нам от родителей, есть приобретенный — который формируется в течение жизни. Первая линия обороны — это резистентность (устойчивость) организма к воздействию различных внешних факторов. Сюда можно включить целостность кожи и слизистых, слюну, нормальную кислотность в желудке, чихание, слизь, повышение температуры и многое другое. Если вирусов и бактерий не слишком много (когда вы моете руки и носите маску), то этот барьер может остановить проникновение агрессора в организм, во всяком случае, уменьшить его дозу, которая может вызвать заболевание. Но это только первая линия обороны. Запуск специфических иммунных реакций начинается, когда, преодолев все эти барьеры, в организм всё же попадает генетически чужеродный белковый материал, например, бактерия или вирус. Процесс распознавания «чужаков» начинается с вездесущих клеток-фагоцитов, которые, поедая (в буквальном смысле слова) «чужака» вместе с информацией о нем, затем показывают (презентируют) ее Т-клеткам-помощникам. Эти Т-клетки, удостоверившись, что это действительно генетически чужие клетки, передают сигнал В-клеткам (В-лимфоцитам), которые начинают срочно делиться и, главное, создавать антитела против «чужака». Антитела — это и есть те самые иммуноглобулины, которые мы определяем в качестве свидетелей встречи с инфекцией. Сначала, в первые 7 дней, появляются иммуноглобулины класса М, а на второй и третьей неделе их сменяют иммуноглобулины G. Метят «чужаков» иммуноглобулинами для того, чтобы другие клетки могли их распознать, убить и вывести из организма. Есть инфекции, иммуноглобулины (антитела) к которым можно обнаруживать на протяжении всей жизни (например, после ветряной оспы, цитомегаловируса, вируса Эпштейна — Барр). А вот современная нам коронавирусная инфекция показала, что ее антитела могут сохраняться в крови человека на протяжении 3–6 месяцев. Но это не значит, что организм забыл о ней. В конце цепочки распознавания лежит не только создание антител, но и образование клеток памяти — В и Т-клеток. Благодаря этим клеткам памяти при повторной встрече с возбудителем вся цепочка защиты сработает быстрее и качественнее. Например, исследование, опубликованное группой шведских ученых в журнале Cell, предполагает, что у всех переболевших COVID-19 развиваются Т-клетки, которые могут идентифицировать и уничтожить вирус в случае его повторного появления.

Каждый раз наш иммунитет, в зависимости от особенностей возбудителя инфекции, выбирает самый действенный путь освобождения от «чужаков» — или преимущественно клеточный иммунитет, или гуморальный иммунитет (когда, наоборот, главным образом вырабатываются антитела). Но, как правило, каждый раз в разных пропорциях присутствует и тот и другой механизм защиты. Вопрос в том, как мы получаем этот опыт: в результате заболевания, с последствиями в будущем либо другим путем, — рассказала специалист.

— Это означает, что создать иммунитет от инфекций, в том числе от COVID-19, можно и не болея?

— Есть такой способ обучения иммунной системы — знакомство с возбудителем не через болезнь, а через «учебник и тренинг». Он называется «вакцинопрофилактика». Напомню, что вакцины создаются от тех инфекций, от которых умирают или становятся инвалидами. До недавнего времени мы жили в условиях относительного эпидемиологического благополучия. Выросло целое поколение, которое не знает или только слышало о том, что такое дифтерия, полиомиелит, столбняк, тяжелейшая корь и другие инфекции, прививки от которых внесены в национальный календарь. Некоторые вообще стали отрицать заслугу вакцинопрофилактики в управлении инфекциями, другие обвиняют ее во всех грехах, называя «ненужным злом». Потеряв память или не зная о том, что было до нас, мы забываем, что создание и применение вакцин именно в условиях эпидемии помогло прекратить эти эпидемии и сохранить жизнь и качество жизни миллионам людей. Мы находимся в пандемии тяжелейшей инфекции COVID-19. Вторая волна оказалась выше и смертельнее.

«Лечить учимся, как в районе боевых действий, — получили уже 9 вариантов методических рекомендаций»

Патогенез инфекции ясен не до конца. Восстановление после болезни идет длительно, и даже легкие формы болезни могут откликнуться в будущем. Весь мир озадачился созданием вакцин, но ни одна из них до конца не изучена. Нужны годы, чтобы узнать об их эффективности всё. Сейчас известно о разработке 165 вакцин. Основные типы вакцин включают: векторные вакцины, инактивированные вакцины, вакцины на основе нуклеиновых кислот (ДНК и мРНК) и вакцины на основе рекомбинантных белков. В России представлены 3 варианта. Ни одна из наших вакцин не содержит живой возбудитель. Вакцина «Спутник V» содержит вектор-носитель, представленный аденовирусом и встроенным в него геномом от шипа короны коронавируса. Конструкция эта напоминает ракетоноситель со спутником внутри. Такой способ создания вакцин придуман не вчера, он известен более 50 лет. Сам аденовирус (носитель) вызвать заболевание не может, потому как лишен гена размножения, кастрирован методом генной инженерии. Подобную конструкцию уже использовали для создания вакцины против Эболы, ближневосточного респираторного синдрома. Вакцина представляет организму самый отличительный признак коронавируса — шипы от его короны, и именно против этого белка шипов короны организм научится создавать и антитела, и Т-клетки (убийственные для самого коронавируса). При этом иммунная память об этом « чужаке в короне» после вакцинации сохраняется благодаря Т-клеткам памяти минимум на 2 года, — пояснила Елена Чепрасова.

Нужна ли прививка тем, кто переболел

Многие опасаются, что российская вакцина несовершенна и малоизученна. Поэтому не спешат прививаться. Вот что по этому поводу говорит специалист:

— На повестке дня две плохих новости: одна — очень плохая, другая — просто плохая. Очень плохая новость — мы находимся в пандемии тяжелейшей инфекции COVID-19. Мы мало знаем о ней, работаем почти на ощупь, риск смерти высокий. Теперь просто плохая — эффективность вакцин известна, но не до конца. Какую из этих новостей выбрать? Я приведу такое сравнение. Представьте, что коронавирусная инфекция — это незнакомый водоем. И вы упали в него. Если вы не умеете плавать, у вас нет за плечами «рюкзака» с хроническими болезнями, если вы молоды, у вас всё же есть шанс выплыть, быстро научившись плавать. Правда, опыт этот вы приобретете не без ущерба собственному здоровью. Молодые, здоровые, казалось бы, люди могут выбраться из этого опасного водоема с «легкими, полными воды», что в дальнейшем станет толчком для развития хронических болезней. А если есть отягчающие факторы (тот самый «рюкзак с хроническими заболеваниями», немолодой возраст), то можно и пойти ко дну. Коронавирус бьет по слабым местам в организме. Вакцинацию в этом случае я представляю как спасательный круг, который мы даем человеку, перед тем как он упал в этот неизвестный водоем. Шансов выплыть и выжить со спасательным кругом гораздо больше. Да, он, может быть, не идеальным, этот спасательный круг, как не идеальны вакцины, дающие шанс не утонуть. Но мы предлагаем вам еще и обучение плаванию на берегу, отработать умение и создать память не в экстремальных условиях утопления, а познакомить свою иммунную систему с возбудителем через вакцину. Тогда у нас будет время на усовершенствование вакцины, и вы увидите это, потому что останетесь живы. Уже сейчас известно, что из 18 тысяч добровольцев, принявших участие в исследовании вакцины, заболели 39 человек. При этом 31 — это те, кто получил плацебо. А 8 человек — те, кто получили настоящую вакцину. Но и болели они нетяжело.

Особенно нужна вакцинация, по мнению специалиста, тем, кто в силу своей профессии общается с большим количеством людей: врачи, особенно те, которые близко контактируют с пациентами, — лор-врачи, стоматологи, офтальмологи, реаниматологи, инфекционисты и другие. И, конечно, педагогам, работникам общественного транспорта, продавцам.

Делать ли прививку уже переболевшим коронавирусом? По мнению нашей собеседницы, ответ на этот вопрос отрицательный.

— Всем, кто уже переболел COVID-19, подтвержденным наличием специфических иммуноглобулинов, в ближайшее время вакцина не показана, — говорит Елена Чепрасова.

Но как быть, если человек переболел бессимптомно и даже не знает об этом? Может ли навредить вакцина?

— Пока мы изучаем эту болезнь и вакцину, перед ее введением определите точно, есть у вас антитела к ней или нет. В лучшем случае ее нейтрализуют антитела, полученные в результате заболевания, и она просто не даст никакого эффекта, — ответила Елена Чепрасова. — При характерных для COVID-19 симптомах надо сдать мазок со слизистых носа и горла, чтобы обнаружить сам возбудитель методом ПЦР, и затем (не ранее чем через две недели) исследовать кровь на антитела. Если у вас обнаружили большое количество иммуноглобулина М, это означает, что пока идет острая фаза заболевания. Если больше иммуноглобулина G — значит, вы уже перенесли болезнь. Лучше использовать оба эти метода.

Какие существуют противопоказания для вакцинации, если вы не болели коронавирусной инфекцией?

• для вакцины «Спутник V» — возраст до 18 лет и старше 60 лет (но есть еще две вакцины, которые предназначены и для людей от 60 до 65 лет);

• заболевание в острой фазе, обострение хронического заболевания;

• если была сильная реакция на первое введение вакцины — общая и местная (например, высокая длительно сохраняющаяся температура, местно большой отек и т. п.), вторую делать не будут. Напомним, прививку делают дважды, с интервалом 21 день;

• иммунодефициты, беременность, злокачественные заболевания, если вы недавно тяжело чем-то переболели и иммунитет не восстановился, надо дать ему время и потом приступить к «обучению» с помощью вакцины.

— Если вы имеете хроническое заболевание, но оно вне обострения, это, скорее, показание к вакцинации от COVID-19. Потому что дикому возбудителю все равно, в какой организм внедряться. Его не уговоришь подождать, потому что у вас сахарный диабет, или вы недавно перенесли инфаркт, или у вас почки не здоровы. А вот к вакцинации мы можем подготовиться и быть готовыми к проявлениям работы иммунной системы в ответ на вакцину. Обычно эта работа сопровождается подъемом температуры, ухудшением самочувствия, болями в месте введения вакцины. Но эти симптомы поддаются коррекции с помощью приема парацетамола, ибупрофена. Все эти проявления кратковременны, ими можно управлять, в отличие от самого заболевания. Конечно, каждый выбирает сам, как ему жить. Просто выбор этот должен быть осознанным. Коронавирус с нами навсегда. И в настоящее время у нас есть два пути для создания иммунной защиты против него: переболеть и ждать его отдаленных последствий либо познакомиться с ним через вакцинацию и дать себе шанс дожить до светлого будущего, в котором вакцина будет идеальной и никто не будет умирать, — добавила Елена Чепрасова.

Напомним, ярославцы пожаловались, что после коронавируса испытывают боли и рассеянность.