1 декабря среда

Ярославцы затягивают пояса, а власть – петлю у себя на шее

Вторую неделю в Ярославле кипят страсти вокруг повышения тарифов на проезд в общественном транспорте. Власть пытается убедить общество и депутатов в экономической необходимости данного шага, но все аргументы чиновников столь неправдоподобны, что даже поко

Поделиться

Поделиться

Вторую неделю в Ярославле кипят страсти вокруг повышения тарифов на проезд в общественном транспорте. Власть пытается убедить общество и депутатов в экономической необходимости данного шага, но все аргументы чиновников столь неправдоподобны, что даже покорное думское большинство им не верит.

Плач о беспросветной нищете муниципальных автотранспортных предприятий длится уже не первое десятилетие. Под эти стоны повышаются тарифы, выделяются сотни миллионов из кармана налогоплательщиков и все – ради обеспечения социальной функции пассажирских перевозок. Все это вызывает недоумение, ведь ИП-шники на маршрутках зарабатывают, и неплохо. Почему муниципалы не могут зарабатывать – мне непонятно.

Владимир Галагаев, депутат Ярославской областной думы (фракция «Единая Россия»), призвал коллег не вмешиваться в вопросы регулирования тарифов: «Может нам ограничиться обсуждением? Мы лезем не в свою функцию. Пусть принимают решение и несут ответственность перед жителями области».

Да, они возят льготников со скидкой 50 процентов, но эти убытки покрываются из бюджета. Да, цены за проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях ниже, но бензин они покупают дешевле, чем маршруточники (оптом, через аукционы), к тому же маршруты следования муниципальных автобусов короче. Пассажиров МУПы возят на древних «скотовозах», и по сему видно, что они особо не вкладываются в обновление автопарка. К этому нужно добавить, что «борта76» сдаются под рекламу, причем совершенно по-свински, вместе с окнами.

В противовес перевозчикам, находящимся в управлении муниципальной власти, частные не несут убытки, а неплохо зарабатывают. Полтора года назад, в момент предыдущего повышения стоимости билетов, я общался с одним из собственников маршрутки. Он рассказал мне, что автобус окупается примерно за полгода. После повышения тарифов окупаемость ускорилась, потом замедлилась из-за инфляции, но не настолько, чтобы заставить предпринимателей уходить из этого бизнеса.

Сергей Терехин, член координационного совета Федерации автовладельцев России, член Общественной палаты Ярославской области: «Честно говоря, не думаю, что перевозки так уж убыточны, как это пытаются представить чиновники. Но даже если это так, то решать проблему нужно другими способами. Сокращению себестоимости перевозок будет способствовать и общественный транспорт большой вместимости, и более грамотное распределение пассажиропотока. Нужно переориентировать пассажиропотоки на муниципальный транспорт большой вместимости».

Все эти рассуждения, которые можно назвать дилетантскими, заинтересованные в повышении тарифов лица могли бы с легкостью прекратить, просто обнародовав секреты расчетов себестоимости проезда в общественном транспорте и проведя независимый аудит принадлежащих городу и дотируемых горожанами МУПов, но ничего этого не делается. Своей скрытностью власть наталкивает на вывод о том, что причина убыточности муниципальных ПАТП – неэффективное управление. Подозрения усугубляет и то, что правительство и перевозчики путаются в показаниях, называя разные цифры по себестоимости проезда. В мою непросвещенную голову лезет мысль, что за неэффективностью управления стоит не бездарность руководителей, а что-то другое, более свойственное русскому чиновнику. В этой связи вспоминается афоризм Михаила Жванецкого – «Воровать надо с прибылей, а не с убытков», это не менее выгодно и при этом не столь болезненно для дефицитного бюджета.

Избавить город от транспортных убытков могла бы приватизация муниципальных перевозчиков, что-то мне подсказывает, что покупатель бы нашелся быстро, причем вполне вероятно из тех, кто сегодня «сидит» на убытках от этих самых пассажирских перевозок. Приватизация вовсе не означает, что тарифы будет сложнее регулировать. Система будет работать так же – все цены, как и сейчас, останутся на совести чиновников. Льготы для пенсионеров, школьников и студентов отменять не надо, достаточно так же, как и сейчас, доплачивать за их проезд, и это останется единственной статьей бюджетных расходов на пассажирские перевозки.

«Пассажир будет видеть, как формируется проезд на общественном транспорте, сколько там затрат на ГСМ, на заработную плату, какие денежные средства выделяются на приобретение подвижного состава», – говорил бывший заместитель министра транспорта РФ Евгений Москвичев 29 декабря 2011 года.

Во всей этой истории с повышением тарифов есть еще один примечательный момент – это обсуждение вопроса с привлечением парламента. Вообще, насколько мне помнится, ценами на проезд у нас занимается департамент топлива энергетики и регулирования тарифов самостоятельно, и для изменения тарифов ему не нужна санкция Думы. В этот раз цены повышали под вопли депутатов о снижении уровня доходов их избирателей. Что это, новый губернатор демонстрирует свою демократичность? Сомневаюсь. На мой взгляд, этот спектакль преследует две цели: напомнить избирателям об их заботливых избранниках и продемонстрировать беспомощность новой мэрии в этом вопросе. Первая цель достигнута с точностью до наоборот – теперь вряд ли у кого-то остались сомнения по поводу необоснованности роста тарифов.

Зато со второй задачей справились на отлично. Мэрия действительно повела себя в разрез предвыборным обещаниям Урлашова, и это можно назвать первым провалом, да еще каким – социальнозначимым. С почином вас, Евгений Робертович! Неужели я ошибаюсь, и городской администрации было не по силам отозвать заявку на повышение тарифов, поданную Ястребовым еще в бытность первым замом Волончунаса? Или провести открытую проверку деятельности ПАТП и опубликовать расчеты себестоимости проезда, тем самым предоставив возможность для независимой гражданской экспертизы? Вместо этого команда Урлашова в связке с бывшими оппонентами доказывает нам необходимость повышения тарифов.

Александр Цветков, лидер фракции «Патриоты России» в Ярославской областной думе: «А кто в предвыборную кампанию обещал не допустить повышения цены на проезд в Ярославле? Не помните? Урлашов».

В этой связи стоит напомнить и об обещаниях власти федеральной, в конце прошлого года бывший заместитель министра транспорта РФ Евгений Москвичев сказал, что в 2012 году Минфин совместно с Минэкономразвития утвердит методику формирования тарифов на городские пассажирские и пригородные перевозки, благодаря которой пассажиры будут знать, из чего складывается тариф за проезд. Как видите, этого пока не произошло. Ярославская власть идею, как видим, не поддержала и решила не проявлять инициатив.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Ярославле? Подпишись на нашу почтовую рассылку