
Раздался сигнал о приближении поезда. Дежурный по переезду Любовь Голубева прервала беседу, вскочила и отправилась на пост. В это время стажер Инга Куликова уже перекрывала переезд. Любовь убедилась, что переезд закрыт, машины остановились у опущенных шлагбаумов. Затем подошла к окну, подняла разрешающий сигнал желтый скрученный флажок и стала вглядываться в проезжающий состав. Вернувшись, она извинилась и добавила:
— У нас ведь не только переезд, но и пост безопасности.

Беседу пришлось прервать еще не раз. Движение на участке, где работает Любовь Голубева, очень интенсивное. Мимо то и дело проносились поезда: грузовые, пассажирские. А вот проехал рабочий поезд, он повез монтеров и оборудование для ремонта очередного участка пути.
Главная задача дежурного по переезду — обеспечить безопасность движения. И не только автомобилей, велосипедистов и пешеходов, как это кажется на первый взгляд. Дежурный еще визуально контролирует проходящие поезда: не искрят ли колеса, не сыплется ли груз, не висят ли какие-то детали вагонов, что может привести к аварии. На переездах есть даже такое устройство-«контролер» негабарит. Поезд должен пройти его, не задев, не оставив следов. Если какая-то деталь зацепилась, дежурный обязан немедленно сообщить о неисправности.

Бывают и другие нештатные ситуации. Однажды на грузовом поезде заметили трех подростков лет пятнадцати. Как они туда забрались, неизвестно. Дежурный тут же передал эту информацию, ведь жизнь и здоровье парней были под угрозой.
— Мой рабочий день начинается с проверки связи, — рассказывает Любовь Голубева. — Это в нашем деле очень важно. Затем я проверяю пути на переезде, работу всех устройств, отсутствие посторонних предметов на рельсах и т.д. Приходится брать в руки метелку, а зимой и лопату, чтобы убрать мусор и снег. Они могут помешать безопасному движению.

И всё же наиболее частой причиной нештатных ситуаций становятся автомобилисты, которые норовят проскочить на красный. Летом особую категорию нарушителей составляют велосипедисты, в основном подростки и молодые люди. Они едут купаться на речку и им, что называется, не терпится. Но Любовь Голубева строго следит за порядком. Причем никогда не выходит из себя, а терпеливо объясняет нарушителям правила, раздает памятки. По ее словам, это действует гораздо сильнее.

Дежурным по переезду Любовь работает уже больше двадцати лет. И эта нелегкая работа ей нравится. По профессии она агроном. По совету отца окончила сельскохозяйственный техникум, но по специальности не работала ни дня. Вышла замуж и попала в семью железнодорожников. Муж женщины — монтер пути, его родители — тоже работники Северной магистрали. Так что дорога стала для женщины не просто работой, а практически жизнью. Ее младшая дочь учится в старших классах. Она пока не определилась с профессией, но мама очень хочет, чтобы девочка продолжила династию.

Елена Кабанова, дежурный по переезду Ярославской дистанции пути, тоже пришла в профессию совершенно случайно. В начале 90-х вышла из декрета, а работы нет. На дорогу ее просто за руку привела соседка по даче. Она уходила на пенсию, и Елена заняла ее место на небольшом переезде по дороге на Гаврилов-Ям.

— Я вытащила счастливый билет, — улыбается Елена. — И уже тридцать лет в выигрыше. Тогда главным было, что Северная железная дорога была островком стабильности, зарплату платили вовремя. Сейчас это еще и любимая работа.

Но не всё было гладко за эти тридцать лет. Движение на Гаврилов-Ямском участке закрыли, закрылся и переезд, на котором работала Елена Кабанова. Она пошла работать подменным дежурным по переезду. Это даже для мужчины — нелегкий труд. Работа вне графика, когда можешь понадобиться в любой момент, часто в ночь, каждый раз на новом месте. А дома — семья, маленькие дети, которые так не хотят отпускать маму на работу. Потом освободилось место на переезде у Семибратово. С тех пор она здесь дежурный, уже четырнадцать лет.

— Именно дежурный по переезду, — настаивает Елена. — Такой профессии — дежурная по переезду на железной дороге нет.
На Северной железной дороге работают 408 дежурных по переезду, из них 304 — женщины.
Переезд у Елены — не из легких. Вместо обычных двух путей — четыре, два главных и два станционных. А это значит в два раза больше внимания, в два раза больше работы. Эта зима выдалась очень снежной, и пришлось немало поработать лопатой, расчищая не только рельсы, но и участок вокруг переезда. Да еще снег нужно раскидать, чтобы не было снежных завалов, загораживающих обзор машинистам поездов.

Летом тоже работы хватает. Например, дежурный по переезду каждый час меряет температуру рельсов специальным термометром. Нельзя, чтобы железо перегревалось, это может вызвать искру и создать опасность для проходящих составов.

— У Елены всегда всё в порядке, — говорит ее сменщица Татьяна Хрящева. — Она всё успевает, не боится тяжелой работы, никогда не откажет, если надо кому-то помочь. И при этом всегда очень приветливая, очень доброжелательная, очень веселая. Вообще в ней всё хорошее «со словом очень».

Мимо переезда прогрохотал очередной состав. Елена встретила его на посту с желтым свернутым флажком в руках и вернулась в свою небольшую каморку. Всё в порядке. Смена проходит в штатном режиме. Скоро она закончится. Елена вернется к детям и троим внукам. Кто знает, может быть, когда подрастут, кто-то из них сменит ее на этом посту.
ОАО «РЖД», rzd.ru