![](https://n1s1.hsmedia.ru/19/e8/35/19e835305554c2f80ff7356454bca73c/656x438_1:5733_6f31a0579e09029365bbc1b3f596f3af@3000x2000_0xKiMCTg7v_9869779734479342422.jpg.webp)
Задорная девушка с косичками на фото — 27-летняя Светлана Лобанова из Ярославля. Она исполнила свою мечту детства, что, согласитесь, получается не у всех. Света стала водителем троллейбуса.
— Мальчик с мамой идут, он машет мне, я ему тоже машу на остановке стою. Он заходит, садится вперед, осматривается, смотрит, смотрит. И потом перед выходом стучится в кабину: «Тетя, спасибо!» Это так мило, — отвечает Светлана на вопрос о том, что нравится в работе.
Об отношениях пассажиров, расставании из-за работы и транспортной реформе девушка рассказала в интервью порталу 76.RU.
«Вырасту — стану водителем»
Мы встретились на конечной остановке «Шинный завод», тут у водителей что-то вроде станции для отдыха, если так можно назвать кирпичную крохотную постройку на кольце. Светлана работает на маршруте № 9 «Крестобогородская» — «ЯШЗ». Она вышла из здания с широкой улыбкой, по-хозяйски открыла дверь троллейбуса, поставила кружку чая на «торпеду» и пристроилась за водительским креслом.
В 09:29 Светлана уже уходит на обед, мы встретились в перерыве. Ее рабочий день начинается в пять утра, поэтому, когда большинство горожан только приезжают в офисы, Света уже идет на перерыв.
Миниатюрная девушка за огромной баранкой выглядит непривычно глазу. Светлана нашему взгляду уже не удивляется.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2f/ba/f7/2fbaf7174a9a9f6568976c0bcb9799e6/3000x2000_0xlJpoSpPO_9427738849299935350.jpg)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a1/3e/f5/a13ef5cc83c5b65b67e86eba0590f61b/656x437_21:5733_ce00eba3f20a5efc0fcb50681e42658f@3000x2000_0xqEf7FS9H_7870964718160545939.jpg.webp)
— Была мечта с детства. У меня у одноклассницы мама работала водителем троллейбуса. И они всегда хорошо получали. И для меня это было так, как сказать, презентабельно, что я себе сказала: «Я вырасту — обязательно стану водителем троллейбуса», — рассказывает Светлана. — Я первый раз попробовала в 21 год, но у меня не получилось, не прошло.
На тот момент студентка Света впервые начала учиться на водителя троллейбуса. В депо поставили перед выбором: либо права на троллейбус, либо основная учеба. Выбор был сделан в сторону второго.
Спустя три года, в 24 года, случилась попытка номер два. Света вернулась за «баранку рогатого». Несмотря на то, что первые уроки вождения давались с трудом, желанное удостоверение она получила.
— Поначалу были слезы, истерики, потому что у нас же две дороги: одна дорога — это основная, и вторая дорога — это провода. Я постоянно гремела, штанги улетали, башмаки срывали. Была одна ситуация: пять утра, все выезжают из парка, я прохожу стрелку, гремлю и останавливаю полностью весь выезд, — с улыбкой вспоминает Светлана.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/87/33/2a/87332af1257cee61a6bb2de52dd27688/656x438_1:5733_d326359c7414b5fecb71b52dc2a13789@3000x2000_0xOX0U1ATi_6718621812567382743.jpg.webp)
За три года работы девушка приручила зверя. Сейчас она водит плавно, выучив каждую ямку на маршруте. В кабине «девятки» чисто и уютно, компанию в поездках по городу Свете составляют мягкие игрушки — подарки от крестницы. Свою семью водителю пока не удалось построить.
— С этой работой тяжеловато заводить семью. Была в отношениях, но сейчас, к сожалению, из-за работы пришлось остаться одной, — рассказала Светлана.
Молодой человек Светланы не оценил ее рвения быть водителем троллейбуса, назвав работу «мужской». Свой отпечаток наложили и длительные смены.
Конкуренция на транспорте
Сейчас зарплата кажется не такой высокой, как в детстве.
— Эх, зарплата у нас не очень высокая. Меньше, чем на автобусе. На автобусе сейчас намного больше получают. У нас если 2–2 работать, то 40 тысяч чистыми. Премии у нас есть за регулярность, за пассажироперевозки, за билеты. Если ты хорошо ездишь, много пассажиров, естественно, премия у тебя больше, — поделилась Светлана.
У водителей троллейбуса есть свой план, к примеру, Светлана за 10 часов работы должна сделать 300 билетов. Добиться нужного количества пассажиров можно, для этого нужно соблюдать график.
— Если ты ездишь по времени, народ у тебя есть. Да, сейчас очень много автобусов, они новые, комфортабельные, не то, что мы. Я думаю, если у нас будет новый подвижной состав, то к нам тоже будут садиться, — рассказала Светлана.
При этом перерабатывать нельзя: за отдыхом пристально следят. Раз в год большой медосмотр, а перед каждым выездом — проверка давления и медосвидетельствование (алкотест).
— Совмещать с другой работой, если ты водитель троллейбуса, нельзя. Тебе не разрешается в свой выходной работать на других видах транспорта. Водитель должен соблюдать режим отдыха, — рассказала Светлана.
С выходом новых автобусов водители троллейбусов почувствовали конкуренцию. После транспортной реформы пассажиры стали реже пользоваться электротранспортом.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/52/ba/bf/52babfc2b3ac80c7b4bb06e234b62b02/656x438_1:5733_8d1a1161ec71127b3f8f3de454effd8f@3000x1999_0x9KEZPnWs_8451753253747834053.jpg.webp)
— Пассажиропоток очень упал, людей стало меньше, — рассказала девушка. — Нам обещали четыре троллейбуса, там все судятся, уж не знаю, к чему это приведет. Новый директор Денис Пырлог очень хороший, с ним предприятие задышало. Мы ему говорим о проблемах, он старается их решить.
Что бесит водителя троллейбуса
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0e/2a/c6/0e2ac61a0f595cd4fbf07fbd1be7b475/656x438_1:5733_5428224743da277a29a5a4357b832181@3000x2000_0xVUcqm9au_7585039082671755519.jpg.webp)
Светлана признается, что на этой работе стала объектом внимания для многих. Пожилые пассажиры благодарят за заботу, девушка помогает им зайти в салон через переднюю дверь. Мужчины недоумевают, когда видят девушку за рулем, а дети восхищаются.
— Многие, когда видят меня за рулем, улыбаются, говорят: «Вы такая красивая за такой большой машиной». Многие показывают класс, некоторые там говорят: «Что?» — рассказывает Светлана, вскинув руки. — Мне нравится красиво одеваться, чтобы люди улыбались. Вот ты едешь, улыбаешься — тебе в ответ. Настроение поднимается.
Самые нелюбимые пассажиры — пьяные. Светлана повидала немало уснувших нетрезвых людей, да и буянивших. Единственная защита в таких ситуациях — вызов полиции или помощь кондуктора.
— Пьяный мужик ко мне сел, в загс меня там звал и так далее. Я без кондуктора работала, не давал ко мне подойти, чтобы оплатили проезд. Я говорю: «Мужчина, сядьте, мужчина, выйдите». Как такового мы ничего сделать не можем, только вызвать полицию, — рассказала девушка.
За ситуацией в салоне приходится следить через камеры, но это не всегда помогает. Однажды девушка долго не могла уследить за зацепером.
— В праздники один пьяный молодой человек решил залезть ко мне на лестницу. Я сначала не поняла, только закрыла дверь, только начала трогаться. Слышу, молодежь в салоне смеется. Я остановилась, он слез и забежал обратно в салон. Я только начинаю трогаться, закрываю двери, а он снова на улицу. Тогда сказала прямо: «Не делайте из меня дурачка». Помог мужчина-пассажир, он завел того парня, и только тогда мы поехали, — вспомнила историю девушка.