Утром 8 января в селе Поречье-Рыбное в Ростовском районе скромно похоронили погибшего в военной спецоперации 23-летнего Евгения Лосева. В последний путь юношу провожали без традиционных воинских почестей: над кладбищем не прогремел троекратный залп, не было и почетного караула. Присутствовавшие на прощании люди говорят, что проститься с парнем не пришли даже сотрудники военкомата.
— Из военкомата придите хоть один. Пацан жизнь свою отдал за родину. Отправили бы просто представителя от военкомата. Никого, говорит, не было. Ни одного. Я еще зашла, думала: сейчас солдаты будут. Раз — никого нет. Ну, думаю, ладно, может, внутри. Захожу — никого нет. Гроб закрытый был, потому что дата стоит на кресте, он погиб 15 декабря, а хоронили 8 января. Матери сказали только 5 января, что он погиб. Потому что 31-го она веселая была, елку наряжала. А у нее сын уже погибшим считался, она даже не знала. Всё прошло без почестей, гробишко такой... Позорники. Хоть бы кого-то одного отправили. Вот тебе, пожалуйста, — рассказали неравнодушные к случившемуся в семье Евгения.
«Мы пытались как могли»
На вопрос о том, почему юношу не похоронили торжественно, как других погибших военных, ответила глава сельского поселения Поречье-Рыбное Ольга Кутинская. Женщина рассказала, что он не числился в рядах Вооруженных сил РФ. Евгений Лосев попал в ЧВК «Вагнер» из колонии.
Частная военная компания «Вагнер» была создана бизнесменом Евгением Пригожиным, в чем он признался в 2014 году. Уже тогда бойцы участвовали в боях на территории Луганской и Донецкой Народных Республик. Сам Пригожин бойцов «Вагнера» назвал героями, которые защищали народы Сирии и других арабских стран, обездоленных африканцев и латиноамериканцев и стали одной из опор Родины (по данным РИА). В последнее время в ЧВК «Вагнер» активно вербуют заключенных.
— Я связалась с нашим ростовским военкомом. Тот связался с областью, область связалась с Министерством обороны. И нам всё это запретили. Потому что человек не служил в армии, он не военнообязанный, он из мест лишения свободы служил в ЧВК «Вагнер». В таком случае все эти почести не положены. Наш военком сказал: «Я чисто по-человечески сам бы, несмотря на это, организовал, но, к сожалению, Министерство обороны эти действия не одобрит». Мы до последнего хотели всё это организовать, старались. Но ведь у них есть устав. Как они могут пойти против устава? Военком разговаривал с родственниками, всё им объяснил. Он сам лично разговаривал с мамой. Мама готова была за деньги это сделать, но как это сделать? У меня ведь оркестр и залпы не под боком в администрации сельского поселения, численность которого 1,5 тысячи жителей. Если нам выше не одобрили это, то как? — задалась вопросом Ольга Кутинская.
Поджег дом с людьми за 5 тысяч рублей
Евгений Лосев загремел в колонию, когда ему был всего 21 год за преступление по статье об убийстве общеопасным способом по предварительному сговору. В 2019-м он вместе со своими знакомыми — Романом Кузьминым и Михаилом Климовым — работали охранниками в одном из кафе на улице Нахимсона в Ярославле. Во дворе кафе находился заброшенный расселенный многоквартирный дом, в котором жили бомжи. В определенный момент Роману Кузьмину пришла в голову мысль, что бездомные портят имидж кафе и мешают посетителям, поэтому он решил от них избавиться.
Роман предложил Лосеву и Климову по 5 тысяч рублей за то, что они подожгут дом. Те согласились. 21 октября трое парней пришли к заброшенному дому с канистрой, внутри которой была горючая жидкость. Климов остался «на стреме», а Лосев и Кузьмин зашли в подъезд, облили жидкостью деревянную лестницу, мусор на полу, подожгли его и сбежали.
Двое мужчин, которые в этот момент находились в одной из заброшенных квартир, не смогли выбраться из горящего здания и задохнулись угарным газом.
На суде Лосев и Климов утверждали, что погибшие были бомжами. Но их родные рассказали обратное.
— Один из погибших жил на законных основаниях в данном доме до расселения. После, по словам супруги, не желал переезжать, так как испытывал сильную привязанность к квартире, в которой он родился и прожил всю жизнь. Второй мужчина был его гостем, — рассказали в Ярославском областном суде.
Дом, в котором устроили пожар, оказался объектом культурного наследия. Здание было признано аварийным и подлежащим реконструкции. Эксперты оценили ущерб в 2,1 миллиона рублей.
В итоге суд назначил Евгению Лосеву 14 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на полтора года. Помимо этого, Лосев, Климов и Кузьмин должны были выплатить КУМИ мэрии Ярославля чуть больше 2 миллионов рублей в счет возмещения ущерба, причиненного дому-памятнику пожаром. На свободе Евгений должен был оказаться только в 2036 году. Ему было бы 37 лет.
В Управлении федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области до сих пор не прокомментировали вербовку заключенных из ярославских колоний для участия в военных действиях. Запрос редакция направляла в декабре 2022 года.
Как хоронят в ЧВК «Вагнер»
Родственники бойцов ЧВК «Вагнер» не получают многомиллионных компенсаций от государства в случае их гибели. А также не имеют права ни на какие льготы в виде квот на бюджетное поступление в университет, кредитных каникул, отдыха в санатории. Мы обратились в пресс-службу группы компаний «Конкорд», которой владеет Евгений Пригожин, чтобы узнать, получают ли какую-либо помощь семьи наемников от самой частной военной компании. Там сослались на ответ, который Евгений Пригожин предоставлял другим СМИ в ноябре 2022 года.
— ЧВК «Вагнер» не находится в каком-либо статусе, поэтому в настоящий момент льгот и поддержки от государства нет. Теперь, после принятия закона, возможно, нам удастся решить эту проблему. Безусловно, ЧВК «Вагнер» поддерживает семьи погибших. Этим занимается «Лига защиты интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов». Имеется группа людей, которая на постоянной основе контактирует с семьями погибших и решает те проблемы, которые у них возникают. До недавнего времени этим занимался ваш земляк Андрей Богатов. В настоящий момент он работает в Центре подготовки ополчения. В ЧВК «Вагнер» есть специальная служба, которая занимается организацией похорон и другими вопросами, связанными с погибшими, — говорится в ответе бизнесмена.
Родным погибших бойцов ЧВК «Вагнер», которым требуется помощь, советуют обращаться в «Лигу защиты интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов».