Во-первых, что такое скайлайн? В американской традиции это панорамный вид мегаполиса, обычно с воды, ни коем случае не сверху. Он открывает индивидуальный, отличный от других городов силуэт. Часто говорят, что это отпечаток пальца города или его сетчатки. Впервые термин был использован в 1896 году, когда в приложении к Нью-Йорк Джоурнал была опубликована цветная литография панорамы Нью-Йорка работы Чарльза Грэхэма. Это и был первый скайлайн — городские постройки, замкнутые между водой и небом, вытянувшиеся в одну линию.
Скайлайн — что в нем оригинального?
Панорамы городов известны с 15–16 веков, и зачем создавать особое понятие? Смысл есть! Дело в том, что скайлайн со временем стал понятием имиджевым и коммерческим. Со скайлайна города в Америке, и уже на самом деле по всему миру, начинаются выпуски местных новостей, телешоу, спортивных трансляций. Огромное количество фильмов начинается именно со скайлайна города, где будет происходить действие. А также сувенирная продукция, оформление стендов на выставках, реклама местных продуктов и прочее. Одним словом, это сложивший на рынке визуальный значок. Не образ! Именно знак города в одном снимке.
Зачем он Ярославлю?
Это вещь не искусственная, она нужна была городу всегда. И поиски его ведутся давно. Можно вспомнить заставку одного из телевизионных каналов с панорамой улицы Свободы. Хорошая попытка, но улица ничем не отличается от улиц большинства российских городов. Кое-кто, например, клуб Шинник, использует вид храма Ильи Пророка — но только жутко прорисованный зеленый купол. Проблема с поиском какого-то общего вида всегда чувствовалась на туристических выставках, на которых городу особенно важно выделиться из сотен конкурентов. Ведь очень важно создать какой-то устойчивый, зрительный образ. А то у нас простой зритель легче вспомнит вид Чикаго, чем Костромы. Миллионы россиян вообще не имеет четких зрительных ассоциаций с Ярославлем. И это, между прочим, будет поважнее логотипа!
Городские власти даже на обновленном сайте традиционно продвигают смешную старую фотографию с видом Стрелки с высоты. Сравните — когда кликаешь на раздел «Город» — видишь сразу вот это фото. А теперь кликнем, к примеру, на сайт мэрии Бостона. Разница есть. На нашей — непонятный вид какого-то берега какой-то реки. Самое главное, присмотритесь: вы уверены, что это вообще город, что там есть что-то, созданное руками человека? Вот поэтому и нет смысла в фотографиях сверху. У Бостона все ясно — это город со своим силуэтом.
Что делать?
В том то и дело, что ничего не надо выдумывать. Вид с воды давно есть — его знает каждый, кто плавал по Волге или был на Тверицком пляже. По преданию, знаменитый в узких кругах панорамный вид Ярославля гравер Алексей Ростовцев делал по заказу владельцев Ярославской Большой Мануфакутры в дар императрице Анне Иоановне. И было это четверть тысячелетия назад, когда тот же Бостон только начал свое развитие.
Нужны только умелые руки фотодизайнера — и у нас будет вид, который можно продвигать как официальный скайлайн.
Все дело, как всегда, в отличии — чем более город узнаваем, тем больше в нем туристов, тем легче привлечь инвестиции.
Виктор Куликов — историк, путешественник, экскурсовод. Кандидат исторических наук, доцент, лектор ЯрГУ имени Демидова. Автор более 20 научных статей и монографий. Руководитель экскурсионного отдела компании «Я — Туроператор».