RU76
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Ярославле

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +11

0 м/c,

747мм 94%
Подробнее
USD 87,96
EUR 94,26
Образование подробности «Ориентируемся на консервативные ценности»: как в Ярославле работает единственная гендерная школа

«Ориентируемся на консервативные ценности»: как в Ярославле работает единственная гендерная школа

В ней девочек и мальчиков учат порознь

В Ярославле работает уникальная гендерная школа

Вспоминая школу, каждый взрослый назовет имя, например, самого спортивного парня класса и самой красивой девчонки. Но есть в Ярославле единственная на весь город и даже область школа, где девочки и мальчики учатся порознь. Да, целые классы только девочек и только мальчиков.

Зачем детей разделили? И в чем польза от такого стиля обучения? 76.RU побывал в гендерной школе № 99, которая находится в Дзержинском районе Ярославля.

Рассказываем, в чем здесь видят разницу между девочками и мальчиками.

Как мальчики и девочки учатся раздельно


Шум, звонок и школьники


Когда мы вошли к школу № 99, мимо нас пронеслась толпа детей. Они смеялись, кричали — в общем, вели себя так, как и должны обычные дети. Громко зазвенел звонок с урока. Небольшая компания подростков попыталась улизнуть из школы. Дверь оказалась заперта.

— Пустите нас, — ребята обратились к тучной женщине, сидящей на вахте, без надежды в голосе.

— Не пущу, — непреклонно ответила та ребятам. — Даже не пытайтесь.

Холл и коридоры гендерной школы не отличаются от любой другой в городе. Плитка на полу местами отошла, за столом вахтера стоял старенький монитор с изображениями с камер, на подоконниках — цветы в горшках. На мысли о привычных коричневых перилах нас окликнул директор.

Гендерной школой руководит Валерий Белов

Валерий Белов — статный мужчина за 40, в костюме и лакированных ботинках. Он проводил нас в свой кабинет и сходу начал рассказывать об истории учреждения, методике, плюсах и минусах раздельного образования.

Гендерная школа в Ярославле появилась почти 10 лет назад. Тогда на основе расформированной женской гимназии создали новое учебное учреждение. Принципиальным для педсостава было раздельное обучение для девочек и мальчиков — как можно смешивать тех, кто думает по-разному?

В школе есть не только раздельные, но и смешанные классы

— Из женской гимназии тогда пришли только классы девочек — немногочисленные. Сейчас появились классы мальчиков. В этом году у нас будет первый выпуск подобных классов из средней школы, — рассказал директор Валерий Белов. — Тем не менее в нашей школе есть не только раздельные, но и смешанные классы, где все учатся вместе. Куда идти и в какой класс — решают сами родители. Кому-то идея близка к классу девочек, кому-то к классу мальчиков. Есть и те, кто не принимает подобный подход, поэтому дети шагают в смешанный коллектив.

По подсчетам Белова, гендерному обучению предпочтение отдают около 30% семей. Директор объяснил: всё дело в подходе к преподаванию.

«Мы ориентируемся, как это принято сейчас говорить, на консервативные ценности»

— Как утверждают педагоги, девочки и мальчики учатся по-разному. Они по-разному слышат, подходят к выполнению тех или иных заданий, реагируют на психологические приемы, — поделился наблюдениями директор.

Директор объяснил: девочки быстрее мальчиков выполняют те или иные задания. Наиболее ярко это заметно именно в начальных классах. Первоклассницы с первых дней опережают мальчиков по программе.

Мальчикам спорт, девочкам — танцы


По мнению директора, девочки и мальчики учатся по-разному

По словам директора, особый подход в школе проявляется в дополнительных занятиях. При составлении учебного плана педагоги в первую очередь обращают внимание на пол ребенка. Например, у девочек развивают гибкость, а у мальчиков — выносливость.

— У нас есть классическое понимание, как выстраивать процесс. Если говорим про девочку, то в ее программе есть флейта, гимнастика, хореография, актерская студия. Если про мальчика, то уклон делается именно на спортивное направление. Например, футбол или общефизическую подготовку. Через эту деятельность мы пытаемся максимально раскрыть потенциал ребенка, — рассказал Валерий Белов.

На переменах дети общаются свободно, независимо от того, из какого они класса

Несмотря на консервативные взгляды, Белов уверен: образовательный процесс в гендерной школе построен крайне прогрессивно. Он убежден, что разделение детей по половому признаку никого не дискриминирует. Напротив, гендерные классы помогают школьникам лучше раскрыть свой потенциал.

— Мы много дискутировали, спорили с коллегами, находили исторические подтверждения, что класс мальчиков — это очень прогрессивно. Когда он был образован, мы поняли: это большая работа, ведь для раздельных классов нужно создавать особенные условия, — объяснил директор.

Руководитель школы утверждает: суть гендерной методики сложно объяснить словами. Сильные стороны становятся очевидны, когда изнутри оказываешься в классах с раздельной формой обучения.

Некоторые ребята признаются, что хотели бы учиться в смешанном классе

В школе есть не только раздельные, но и смешанные классы. Директор школы утверждает, что успеваемость выше у тех, кто учится отдельно от противоположного гендера. Бывали даже случаи, когда ребенка переводили из смешанного класса ради лучшей успеваемости.

— Наши специалисты отмечают, что фокус внимания у девочек наиболее активен именно в начале урока. У мальчиков, напротив, ближе к концу. Педагоги используют эти знания, чтобы более продуктивно подавать материал и организовывать работу на уроке. Иными словами, мальчикам сложные задания сразу не дают. Девочки же способны выполнять трудные упражнения сразу, но к концу урока они быстрее утомляются, — поделился наблюдением руководитель школы.

«Дети знают свою идентичность»

В школе № 99 относительно недавно появились классы для мальчиков. До этого отдельно учились только девочки

Директор признается: без минусов в гендерном образовании не обошлось. Правда, по его мнению, это и не минусы вовсе, а недостатки. Они связаны «с психологическим понимаем процесса разделения» — в смешанных классах девочки зачастую отвлекают мальчиков.

— В гендерных коллективах дети умеют себя презентовать на разных мероприятиях, они знают свою идентичность. Им нравится подчеркивать, рассказывая другим ребятам: «Я из класса мальчиков» или «Я из класса девочек». У нас только обучение раздельное, но все остальные мероприятия совместные. Дети спокойно могут бегать вместе на перемене, играть на улице. Нет четких рамок и каких-то запретов на общение с противоположным полом только из-за того, что кто-то учится в гендерном классе. Они прекрасно взаимодействуют и общаются между собой, — объяснил Валерий Белов.

По словам директора, дети в гендерных классах учатся лучше

В обществе существуют стереотипные мнения о каждом из полов. В школе (даже в обычной) девочки вяжут и готовят, а мальчики работают со столярными инструментами. Во взрослой жизни женщина должна хранить очаг, а мужчина обязан быть добытчиком. В ХХI веке эти клише многие критикуют. Правда, директор гендерной школы не в их числе. Опираясь на свой опыт, он убедился: большинство стереотипов — правда.

— На уроках литературы, когда мы рассматриваем события, связанные с описанием того или иного действия, очень часто педагоги обращают внимание на то, как ведут себя мужчина и женщина в определенной ситуации. Конечно, обсуждая события 1812 года, девочкам интересно узнать о светских мероприятиях, платьях, литературе. Мальчиков же интересует строевая подготовка, бои, солдатская форма. Разговор происходит в рамках программы, но он будет отличаться, — сказал директор.

Изначально в школе № 99 были только классы для девочек

По 13 часов в школе


По словам Валерия Белова, родители отдают предпочтение гендерным классам по разным причинам. Одна из них — людям в диковинку. Некоторые отдают детей в гендерную школу из-за организации учебного процесса. При желании родителей дети могут проводить в школе 13 часов — с 8 утра до 21 вечера.

— Здесь есть элемент новизны. Всегда хочется попробовать то, что отличается от привычного понимания о школьном процессе. Тем не менее это не большая часть родителей. Многие делают осознанный выбор. Они наглядно видят, что сформировавшаяся педагогическая деятельность имеет очень хороший эффект. Дети вовлечены в учебную деятельность. Ребята находятся в школе с 8 утра до 9 вечера, когда заканчивает работу система дополнительного образования. Когда мы только начинали, у нас было всего 345 школьников, — поделился директор.

Некоторые родители приводят учиться в гендерный класс не одного ребенка

По словам Белова, за последние годы количество детей увеличилось в два раза. Некоторым родителям настолько нравится половое разделение в обучении, что они отдают нескольких детей в гендерную школу. Например, мама ученицы начальной школы Анастасия Смирнова привела сюда обеих дочерей.

— Отдали детей в класс, где учатся только девочки, потому что хотели сохранить традиции. У нас училась и старшая дочка здесь. Была в первом наборе 2013 года. Сейчас она в колледж перешла. Мы пришли сюда, потому что нам очень понравились педагоги. Более того, привлекло именно раздельное и предметное обучение. Атмосфера очень дружелюбная, — говорит Анастасия. — В подобных классах интересно вводят новые педагогические методики. Дочке очень нравится заниматься флейтой. Заметили, что после перехода в эту школу у ребенка появился интерес к музыке. Вместе с тем, здесь дается общее образование. Есть также чисто для девочек занятия. Тем не менее дети не изолированы друг от друга. Мы заметили, что мальчики и девочки из гендерных классов более уважительно относятся друг к другу. Когда они не постоянно вместе, им интересно.

Мама одной из учениц рассказала, почему предпочитает гендерный класс обычному

Женщина воодушевленно перечисляла плюсы гендерной школы. Ее младшая дочь Арина стояла рядом. Анастасия твердила про отсутствие минусов в обучении дочери, про пользу внеучебной деятельности. Арина выглядывала из-за спины мамы и молчала.

— Может, оно и хорошо, что мальчики и девочки не пересекаются друг с другом во время учебного процесса. Им интересно общаться где-то вне класса. Так они успевают соскучиться друг по другу. Девчонки ведь понимают и учатся по-другому, — рассказала Анастасия.

Дети поняли не до конца

Школьники рассказали о том, каково учиться в отдельном классе

Спустя несколько минут молчания Арина вылезла из-за спины мамы и бойко заговорила. Словно всё это время собиралась с мыслями, формулировала, почему именно ей нравится учиться в необычной школе.

— Мне нравится учиться только с девочками. Больше всего люблю математику, потому что наша учительница очень добрая. Мы дружим со всеми девочками. Гуляем после школы и иногда играем. Еще мы общаемся с ребятами, которые учатся в классе мальчиков, — сказала ученица начальной школы.

Поодаль от девочки, на лавке в школьном коридоре сидели ученики другого гендерного класса — Кирилл и Максим. Мы подошли к ним и спросили, каково им учиться в гендерном классе.

Некоторые родители отдают своих детей в гендерный класс в качестве эксперимента

— Мама отдала меня в класс, где учатся только мальчишки, так как думала, что там будет поинтереснее, чем с девчонками. Потом, когда пройдет время, смогу поучиться и в смешанном классе. Мне бы хотелось поучиться с девочками. Но в отдельном классе гораздо проще заводить новых друзей, — рассказал Кирилл.

Разговор подхватил Максим. Он признался, что пока не сумел подружиться с девчонками из других классов.

— Мне вообще неважно, с кем учиться. А вообще, у нас весело. Однажды мой одноклассник воткнул стирашку в карандаш, закрепил на линейке и запустил, — поделился историей Максим. — Учитель даже на видео сняла.

По словам директора, девочки быстрее мальчиков выполняют те или иные задания

Пока мы бродили по школе без сопровождения директора на встречу вышли девятиклассники Таисия и Николай. Ребята учатся порознь в гендерных классах. Николай признался, что был бы рад попробовать учиться в смешанном коллективе. Таисия высказалась не столь открыто.

— В целом мне всё нравится. Есть странное ощущение, что в других школах по-другому. Но это, наверное, даже хорошо. Мы внимательны друг к другу. Нам труднее начинать общение с мальчиками. Если девочки из смешанных классов могут легко подружиться с противоположным полом, то нам сложнее это сделать, — рассказала девятиклассница Таисия. — Мама решила поэкспериментировать со мной. Подумала, что мне будет так лучше.

Физкультура у девочек проходит тоже по-своему
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Работа учителя — это ад»: педагог — о причинах своего решения навсегда уйти из профессии
Ирина Васильева
тюменская учительница
Мнение
«Цены на рынке зависят от того, как вы выглядите». Турист рассказал, чем Абхазия встречает гостей в этом сезоне
Алексей Петров
Внештатный корреспондент
Мнение
Почему лучше успеть оформить загранпаспорт до 1 июля и как это сделать — советует юрист
Дмитрий Дерен
адвокат
Мнение
«Им без разницы, откуда прыгать»: ветеринар — о выпадении кошек из окон и стоимости их лечения
Алена Ситникова
Ветеринарный фельдшер
Мнение
«Орут, пристают и чуть ли за руку не хватают»: журналист — о громком скандале Грефа с бомбилами
Александра Бруня
Корреспондент
Рекомендуем