RU76
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Ярославле

Погода+4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как 0

4 м/c,

южн.

748мм 60%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Бизнес Частники хотят земли и зданий и не любят акции

Частники хотят земли и зданий и не любят акции

Стали известны итоги приватизации объектов федеральной, областной и муниципальной собственности в Ярославской области. Более всего доходов казна получила от продажи имущества, в том числе зданий и помещений...

Стали известны итоги приватизации объектов федеральной, областной и муниципальной собственности в Ярославской области. Более всего доходов казна получила от продажи имущества, в том числе зданий и помещений, длительное время находящихся в аренде у предпринимателей и выкупленных ими.

Всего от продажи собственности в бюджеты различных уровней поступило 2 551 716 рублей. При этом более всего полнились счета муниципалитетов – на них «упало» немногим менее 90 процентов всей прибыли от передачи собственности в частные руки. Однако если сравнивать с 2010 годом, то местные власти разбогатели значительно меньше. Доходы от приватизации 2011-го чуть-чуть не дотянули до 70 процентов по сравнению с тем же показателем годом ранее. Они потянули назад и всю область в целом.

По сравнению с 2010-м в прошлом году в целом денег получено на четверть с лишним меньше. При этом в федеральный бюджет перечислено рублей в 3,3 раза больше, чем в прошлом году, почти на 24 процента увеличился приход от приватизации в областную казну. А вот местные органы самоуправления, то ли не так активно расставались со своей собственностью, то ли не смогли взять за объекты настоящую цену.

«Частное предпринимательство как явление пока крайне неравномерно распределено по региону, – считает экономист Андрей Васильев. – Собственно практически все предприятия и организации, как крупного и среднего, так и малого бизнеса сосредоточены в Ярославле, Рыбинске, Переславле и еще двух-трех городах области. В глубинке даже те малые ростки частного предпринимательства, которые были, засохли на корню в минувший кризис. Если к объектам приватизации в Ярославле есть интерес даже у столичных акул бизнеса, то районах собственность готовы сбрасывать буквально за гроши. Впрочем, и там картина не одинаковая. Если власти заботятся о привлечении инвесторов, как например, в Угличе, то есть и покупатели, а если нет…»

В Ярославской области есть несколько десятков акционерных обществ открытого типа. Большинство из них были преобразованы из государственных предприятий в период чубайсовских реформ 90-х. Однако оборот акций невелик, как невелик и интерес простых ярославцев к рынку акций. В отличие от граждан государств с развитыми экономиками, которые при малейшей возможности вкладывают свои сбережения, наши люди по-прежнему предпочитают хранить дензнаки в чулке или под матрасом, или, в крайнем случае, несут их в банк. Отсюда и крайне низкая активность, а точнее будет сказать полная пассивность местных эмитентов. В прошлом году в процессе приватизации было создано всего одно акционерное общество, которое выпустило… аж сто акций. Заметим, что в 2010 году было создано пять ОАО, а количество новых акций исчислялось цифрой с шестью нулями.

Доход от продажи акций открытых акционерных обществ в прошлом году составил немногим более 800 млн рублей, что совсем немного по сравнению с аналогичными показателями в других странах, в том числе и развивающихся. При этом надо учесть, что в эту цифру включены средства от продажи акций предприятий, приватизированных в предыдущие годы.

«Выкуп акций ВТБ по цене размещения вернет доверие инвесторов и подогреет их интерес к рынку акций, – считает управляющий Ярославского филиала банка ВТБ Наталия Дмитриева. – К сожалению, в народное ipo вмешался мировой кризис, что не дало акциям расти. Самая главная задача в сложившейся ситуации – меньше ориентироваться на показатели рыночной стоимости акций. Надо хорошо делать свое дело и показывать стабильную прибыль. Стратегия банка нацелена на повышение стоимости акции до 15 копеек. Но каждый миноритарий сам вправе решить: ждать ему прибыли или расстаться с акциями сейчас. С этой точки зрения, позиция банка предельно честна. А в долгосрочной перспективе и выгодна, ведь подобная акция подогреет интерес простых россиян к фондовому рынку, вернет их доверие, а значит, от них можно будет ждать новых вложений, когда экономическая ситуация в мире стабилизируется.

Серьезные доходы область получила в прошлом году от выкупа земли собственниками недвижимости, стоящей на ней и приобретения зданий и помещений, ранее находящихся в аренде. По официальным данным ярославского облстата, выручка от продажи зданий, строений и сооружений составила 888 179 рублей, а от выкупа владельцами зданий земельных участков – 376 229 рублей. Большая часть этих денег, до 80-90 процентов, досталась муниципальным властям. Ситуация, когда здание жилого дома или предприятия принадлежит некоему лицу, а земля под ним – государству или муниципалитету,– довольно нелепа. Но ведь до недавнего времени да и сейчас еще нередко дело обстоит именно так. На самом деле такая нелепость не так уж безобидна. Она порождает с одной стороны, неуверенность бизнеса в незыблемости своей собственности, а с другой – влечет за собой прямые потери федерального и местных бюджетов. Примерно такая же картина потерь и с арендованными помещениями. С одной стороны, муниципальные власти не всегда имеют средства содержать всю свою собственность, с другой – арендаторы не хотят вкладываться в не принадлежащее им имущество. В итоге здания приходят в негодность, в том числе и здания, имеющие историческую ценность.

«Подобные ситуации, как с землей, так и с арендой помещений нередко вызывают правовые споры, – рассказывает адвокат Евгений Грингберг. – Причем как решать подобные споры, подчас не знают даже судьи. Можно привести немало примеров из судебной практики, когда подобные тяжбы длились годами, а стороны тонули в юридической казуистике. Предоставив преимущественное право собственникам и арендаторам зданий выкупать землю и помещения, власти с одной стороны поддержали бизнес, а с другой прилично заработали».

Уже много лет в России не утихают споры о приватизации памятников истории и культуры. Ярославль – один из самых посещаемых туристических центров страны, а Углич, Ростов, Переславль, а с недавних пор и Мышкин, входят в экскурсионный маршрут Золотое кольцо. Поэтому здесь эти споры особенно актуальны. С одной стороны, замечательные памятники архитектуры, милые русские усадьбы разваливаются на глазах, с другой – передача подобных памятников в частные руки может нанести непоправимый урон облику древних русских городов.

В мире давно уже найдены различные варианты решения подобных проблем. Например, в большинстве европейских столиц считается очень престижным иметь офис в здании, которое вошло в историю или имеет историческую и культурную ценность. Само владение таким зданием уже говорит о высоком статусе компании. А в Португалии замки переделали в поузады – своеобразные отели, где туристы не только живут, но и наслаждаются духом той эпохи, к которой принадлежит строение. Здесь постарались сохранить внешний облик и внутреннее убранство комнат. Большинство из таких поузад приносит собственникам неплохую прибыль. В Марокко под бутик-отели переделали заброшенные старинные дома богатых арабских династий.

«Больно смотреть, как разрушаются небольшие особняки, бывшие купеческие дома, помещичьи усадьбы, – все то, что представляет собой облик России, начиная с 17-го века и до революции, – говорит учитель и краевед-любитель Мария Ивановна Сохина. – Власти интересуют только те памятники, которые находятся в центе и посещаются толпами туристов. Но ведь те не самые заметные памятники, которые сегодня безвозвратно уходят, тоже история. Они, как правило, связаны с именами культурных и исторических деятелей, да просто сами по себе являются целым пластом культуры российской. Но передавать их в частные руки можно только при том условии, что владельцы отнесутся к ним бережно, отреставрируют их, а не выстроят очередной престижный новодел под старину. Тогда пусть и с другой, современной, начинкой эти дома оживут и останутся потомкам. А власти должны обеспечить жесткий контроль за процессами реставрации и эксплуатации таких зданий.

Еще одна проблема приватизации – коррупция. Несмотря на то, что по закону вся приватизация проводится с помощью аукционных торгов, чиновники находят, как обойти юридические барьеры. Процедура подобных аукционов по-прежнему не всегда прозрачна, зафиксированы случаи, когда до участия в торгах под тем или иным предлогом не допускают неугодных участников, а сами требования к потенциальным покупателям не конкретны и завышены. По словам предпринимателя Алексея Орлова, он и многие его товарищи не участвуют в аукционах, потому что не верят, что их можно честно выиграть. Среди бизнесменов даже озвучивается «стоимость» подобной победы в чиновничьих кабинетах. Одним из решений проблемы могут стать электронные торги. Впрочем, большинство ярославцев не верит в то, что это будет панацеей. Они, как и все Россияне считают, что борьба с коррупцией должна быть глобальной и повсеместной.

Новейшая приватизация сегодня стала темой и для дискуссий, и для предвыборных баталий, и для многочисленных оценок экономистов. Это и понятно. Нестабильная экономическая ситуация требует новых денежных вливаний в бюджеты всех уровней, а слезть с нефтяной иглы у государства пока не получается. Однако именно нестабильная экономическая ситуация не позволяет получить за собственность хорошую цену. А потому подходить к приватизации сегодня надо, исходя исключительно из экономической целесообразности и руководствуясь взвешенными оценками выгод и потерь от таких операций в каждом конкретном случае.

Фото: Фото с сайта koreatimes.co.kr
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем