Бизнес Дмитрий Морозов, директор консалтинговой компании «Глобал Венчур»: «В России можно создать свою Силиконовую долину»

Дмитрий Морозов, директор консалтинговой компании «Глобал Венчур»: «В России можно создать свою Силиконовую долину»

Силиконовая долина – это бренд, известный во всем мире. В сознании сразу возникает ассоциативный ряд – высокотехнологичные разработки, гениальные изобретатели и успешные бизнесмены, ставшие к тридцати годам мультимиллионерами. Вероятно, молодым российским предпринимателям, вынашивающим в голове свою «идею на миллион долларов», они кажутся небожителями. Однако, как полагают эксперты, сегодня возможно наладить взаимовыгодное сотрудничество между венчурными фондами и бизнес-инкубаторами Силиконовой долины и российскими инновационными компаниями. Директор компании «Глобал Венчур» Дмитрий Морозов, вернувшийся из Силиконовой долины с самой масштабной российско-американской венчурной конференции Silicon Valley Open Doors (SVOD), уверен: российские регионы обладают огромным инновационным потенциалом, необходимо лишь научиться грамотно его использовать.

– Дмитрий, в ноябрьском послании президента России Дмитрия Медведева подчеркивается необходимость создания в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку инновационных направлений и собрал бы лучших ученых, инженеров, конструкторов, программистов и финансистов. То есть фактически речь идет о создании современного технологического центра по примеру Силиконовой долины. На Ваш взгляд, насколько реально воплощение этой идеи в обозримом будущем?

– Пока, к сожалению, это практически невозможно. Многие российские регионы обладают сильной технологической базой, однако существуют определенные проблемы, связанные с коммерциализацией научных и технических разработок. Другими словами, все, что изобретают наши ученые и конструкторы, с трудом обретает форму коммерческой продукции. Без решения данной проблемы, без изменения подходов к работе с инновациями в России будет сложно реализовать идею о создании современных технологических центров по примеру Силиконовой долины.

– Что мешает реализовать инновационный потенциал российских регионов в полной мере?

Важнейшая проблема на сегодняшний день – это то, что во многих российских регионах полностью отсутствует отсутствие стратегии продвижения инновационного потенциала местных компаний и университетов. Я скажу банальные вещи – никто, в том числе и мы сами, не знаем, каким богатством располагаем, и не делаем ничего, чтобы об этом узнали заинтересованные инвесторы. В качестве примера расскажу лишь один случай: в прошлом году американские венчурные фонды вложили более 60 млн долларов в новые проекты, связанные с регистрацией и распознаванием изображений. Эти деньги получили американские и израильские компании, ведущие разработки в данной сфере. Как вы думаете, рассматривали ли инвесторы российские компании. Нет, и причина действительно уважительная: им никто не рассказал о возможностях и уже осуществленных проектах отечественных компаний. При этом если сравнивать экономические показатели деятельности российской компании «Системы Папилон» с конкурирующей американской компанией, то выяснится интересный факт. Обе компании работают на рынке 17 лет, занимаются разработкой систем по дактилоскопии и распознаванию по радужной оболочке глаз, создают оборудование и программное обеспечение. Американская компания, несмотря на капитализацию около 1 млрд долларов, показывала отрицательную операционную прибыль все время своего существования, за исключением двух лет.

Наша компания за то же время не только превзошла конкурента по соотношению цена/качество выпускаемой продукции, но и получала настолько существенную прибыль, что по своему влиянию на социально-экономическую жизнь родного небольшого города в Челябинской области уже сравнялась с бывшими градообразующими предприятиями.

Наверное, излишне говорить, насколько каждый регион может выиграть от того, что будут возникать новые инновационные компании такого уровня, приходить иностранные партнеры. А ведь надо для этого совсем немного – просто презентовать успехи российских инновационных компаний на всех уровнях. Как говорят американцы, have something good to say, say it well and say it often. К счастью, в ряде регионов ситуация меняется к лучшему – Томск, Ижевск, Екатеринбург активно презентуют местные инновационные компании на международных инвестиционных форумах.

Стоит отметить и еще одну проблему, характерную для всей российской инновационной сферы. Как неоднократно отмечал президент, планы по переводу экономики страны на инновационный путь развития не идут дальше деклараций, несмотря на наличие необходимых финансовых ресурсов. Действительно, государственные корпорации «Российская венчурная компания» и РосНАНО располагают около 50 млрд рублей свободных средств, которые могут быть вложены в инновационные проекты. Однако инновационный прорыв не происходит – большая часть денег не инвестируется в силу ряда причин, в том числе из-за отсутствия качественно подготовленных проектов.

– Возникает вечный риторический вопрос – что делать?

– Решать проблемы путем интеграции в международную венчурную индустрию. Я уверен, что сотрудничество с такими мировыми технологическими центрами, как Силиконовая долина, позволит быстрее добиться инновационного прорыва. Вариантов сотрудничества несколько – это и программа стажировок, проведение совместных мероприятий, обмен опытом по созданию центров коммерциализации проектов при университетах. Возможно также создание постоянно действующего представительства региона или компании в Силиконовой долине.

Венчурные капиталисты и инвестиционные фонды проявляют живую заинтересованность в инвестировании в перспективные разработки российских компаний – я собственными глазами убедился в этом на международной конференции SVOD, которая прошла в декабре прошлого года в США при поддержке РосНАНО. Конференция проводилась уже в пятый раз, и с каждым годом собирается все более представительный перечень венчурных фондов, бизнес-инкубаторов, инвесторов и российских компаний, презентующих собственные инновационные проекты. Ряд отечественных компаний, занимающихся высокотехнологичными разработками, уже открыли постоянные представительства в Силиконовой долине. За пять лет финансирование получили около десятка бизнес-проектов, представленных в рамках конференции SVOD.

– Вы полагаете, что продажа лучших инновационных разработок зарубежным инвесторам пойдет на благо региона?

– Во-первых, в России пока нет спроса на инновации. На нет и суда нет, административными мерами его все равно создавать бесполезно. Зато спрос на инновационные разработки есть в других регионах мира. Не стоит бояться утечки мозгов: даже если головной офис компании, продажники будут находиться в США, центр исследований и разработок не только останется в России, но и, вероятнее всего, расширится, создавая новые рабочие места.

– Мировой финансовый кризис не отрезал инновационному бизнесу путь к венчурному финансированию? Какие настроения царят в среде венчурных капиталистов?

– Венчурные инвестиции в США за время кризиса съежились вдвое – если раньше венчурные капиталисты ежегодно вкладывали в проекты около 30 млрд долларов, то в прошедшем году объем инвестиций снизился до примерно 15 млрд долларов. Но в то же время, если сравнивать с ситуацией в России, то отечественные венчурные фонды за три года не могут вложить и миллиард.

В Америке венчурный бизнес – это целая индустрия, поиск и оценка перспективных бизнес-проектов поставлены на поток, на каждом этапе: от зарождения идеи до финансирования старт-апа, привлечения стратегического инвестора либо выхода на биржу – все работает как часы, даже несмотря на кризис.

Венчурные фонды не боятся инвестировать небольшие суммы – пару сотен тысяч долларов – в компании на ранней стадии развития, чтобы проверить интересную бизнес-идею. Вероятнее всего, вложенные деньги будут потеряны, по статистике, лишь один из десяти профинансированных проектов «выстрелит», принесет прибыль. Но игра стоит свеч: к примеру, типичная сделка: венчурный фонд Helix Ventures вложил в фармацевтический старт-ап, работавший над новым лекарством против рака молочной железы, около 10 млн долларов. После того, как были проведены успешные клинические испытания, компания была приобретена французской корпорацией Sanofi-Aventis за полмиллиарда долларов. Такие успешные сделки позволяют фондам делать «инвестиции наудачу».

– В каких сферах бизнеса сосредоточен сегодня интерес венчурных фондов Силиконовой долины, какие проекты имеют больше шансов получить финансирование?

– Изначально венчурные капиталисты Силиконовой долины инвестировали средства в разработки, связанные с компьютерными информационными технологиями. Сегодня интерес инвесторов примерно в равной степени распространяется на IT, биотехнологии и «чистые технологии», то есть то, что связано с технологиями ресурсосбережения и альтернативными источниками энергии.

– Как молодая компания из российской глубинки может выйти на венчурных капиталистов, привлечь инвестиции?

– В инвестиционной сфере все держится на личных контактах. Это не та ситуация, когда можно разместить в газете бесплатных объявлений рекламу: «Есть беспроигрышный суперпроект», и инвесторы выстроятся в очередь. В венчурном бизнесе многие важнейшие соглашения заключаются в кулуарах, предложение должно исходить от человека с безупречной деловой репутацией, хорошо знакомого инвестору и пользующегося у него уважением. Обычно это звучит примерно так: «Советую тебе обратить внимание на этот проект. Я лично знаком с командой молодых ребят, которые стоят за проектом, мы с ними уже запустили два совместных бизнес-проекта и заработали миллиард долларов. Я в них уверен».

По-другому в столь рискованной сфере бизнеса, как венчурные инвестиции, не бывает. Можно в лепешку разбиться, околачивая пороги венчурных фондов, но без нужных связей и рекомендаций двери в Силиконовую долину не открыть.

– Что в глазах инвесторов является залогом динамичного развития бизнеса, гарантией того, что вложенные в развитие компании средства вернутся сторицей?

– В первую очередь, необходимо, чтобы у инновационной идеи был международный потенциал. Венчурный капиталист не станет инвестировать в региональный проект – с точки зрения бизнеса, это нерационально, поскольку не позволяет рассчитывать на быстрый рост стоимости компании. Конечно, американские венчурные фонды могут инвестировать деньги и в проект, ориентированный только на российский рынок, но лишь в том случае, если локализована уже отработанная, успешная бизнес-модель. Кроме того, необходимо наличие команды специалистов, имеющих опыт реализации подобных проектов. Ну и, безусловно, первый шаг к реализации инвестиционного проекта – это нужные связи.

– И каким образом инновационный предприниматель может обзавестись нужными знакомствами?

– Рыбу ловят в реке, а инвесторов и деловых партнеров – на выставках, конференциях и всевозможных публичных мероприятиях. Так, в России уже на протяжении семи лет проводится конкурс бизнес-идей «Бизнес инновационных технологий», который и предназначен для того, чтобы молодые предприниматели могли знакомиться, обмениваться опытом, заражать своими идеями, находить себе союзников и инвесторов. Региональные этапы конкурса проводятся в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье, Дальнем Востоке и Сибири. В рамках мероприятий конкурса проходит ряд бесплатных образовательных семинаров, на которых молодые предприниматели получают необходимые навыки для создания успешного бизнеса, получают полезные советы по развитию и доработке проекта.

Возможностей для развития инновационного бизнеса много, необходимо лишь научиться смотреть шире, преодолеть закостенелый пессимизм.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем