![](https://n1s1.hsmedia.ru/eb/50/cb/eb50cbb6ba8e997725992eed7e2e26ef/656x438_1_957a1cc0f6d8122ee6d1178831c5ece5@1280x853_0xGmUJ14n5_4856305715799202663.jpg.webp)
АВТОВАЗ планирует перевести львиную долю автопарка на французскую тележку CMF-B-LS — эту новость опубликовали СМИ со ссылкой на внутренние документы компании. Речь идёт о переводе на французскую платформу основных бестселлеров АВТОВАЗа, включая Lada Granta и новую «Ниву», а также Largus и XRAY, которые сейчас строятся на устаревшей тележке B0. Если это случится, единственной самобытной разработкой завода останется Lada Vesta, в которой также не обходится без французских цитат.
Что такое CMF-B-LS
Это модульная платформа, запущенная альянсом Renault-Nissan в 2013 году в качестве ответа на успешный опыт Volkswagen с платформой MQB. Как и немецкий аналог, платформа CMF хорошо «тянулась», что позволило выпустить на ней автомобили от малыша Renault Kwid до крупного седана Renault Talisman.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f2/05/90/f20590ae4469769613e9e2d0fbd4ba1e/656x438_1_b433da1280ba8b3b43285dfb646abcdb@1280x853_0xO1chXH0l_7476175717092704064.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/11/0c/e5/110ce5817e197ebda9adbcec9cd3176b/656x438_1_604d3787e6737e3d2dc4bacbe0abe2f0@1280x853_0xfWE2WP80_7245873456662552012.jpg.webp)
России будет адресована «средняя» версия платформы CMF-B, на которой построены Renault Clio и Captur (не путать с российским Kaptur), а также новый Nissan Juke. Правда, для нас платформу упростят, о чём говорят литеры LS — Low Spec. Вероятно, речь о неком гибриде платформы CMF-B с уже существующими тележками, включая и B0.
Платформа CMF современней, чем B0 (Global Access), на которой построено большинство лоукостеров альянса, начиная с Renault Logan. Тележка B0 оказалась крайне успешной, и «логаноподобные» машины захватили целые секторы рынка не только в России, но и в Европе. Однако В0 стремительно устаревает: это проявляется в ограничениях в области эргономики, управляемости, безопасности и оснащённости электронными средствами.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/73/fb/3f/73fb3ff826862783aca814a44642c70e/656x492_1_e227da06ab92b7d7995d8676ec54e0de@2048x1536_0xgpEnQ3Zj_4061971883138413048.jpg.webp)
Даст ли платформа CMF-B-LS зримые преимущества «Ладам»? Дьявол тут в приставке LS, потому что упрощённая версия может лишиться части достоинств оригинальной платформы. Поскольку сама по себе CMF архитектурно близка к B0, есть версия, что на деле мы увидим некий гибрид двух тележек, который станет очередной эволюцией B0.
Может быть, это и правильно — АВТОВАЗу важно не только прибавить в технологиях, но и удержаться в комфортной для завода ценовой нише до миллиона рублей.
Какие платформы отправят в утиль
В первую очередь Lada Granta. Её идеология восходит к ВАЗ-2108, разработанном совместно с Porsche более 30 лет назад. Пережив множество инкарнаций, восьмёрочная платформа оказалась весьма удачной, и та же Granta уже десять лет делает АВТОВАЗу кассу. Но потенциал развития «грантовской» тележки практически исчерпан, и слухи о её отправке на пенсию ходят давно. Чаще всего обсуждался перевод «Гранты» на платформу B0, что было отчасти бессмысленно ввиду старения самой тележки В0.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/67/d1/65/67d165d725c589bde04b2118c98af243/656x437_1:5723_7f18244f98e5cdbcf1a4f5f16cde2534@727x484_0xjpQ76ERU_2115987046017689054.jpg.webp)
Грядущая унификация «Гранты» с новыми поколениями «бюджетников» Renault выглядит естественным шагом, который позволит существенно сэкономить как на разработке, так на производстве.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e1/0d/35/e10d35de790428f6547823af4cd8776a/656x438_1_0487bab3c56b7cc3364e584b352428d1@727x485_0xEcajqMii_7508214358106493961.jpg.webp)
Платформу B0 прочили и для новой «Нивы», но раз альянс затеял глобальный переход на CMF-B-LS, вполне логичной выглядит адаптация платформы для новой «Нивы». От концепции полноценного внедорожника, судя по всему, отказались, тем более в начале этого года АВТОВАЗ получил полный контроль над заводом, где делали модель Chevrolet Niva (теперь — Lada Niva). Это позволяет сохранить в шоу-румах внедорожник Lada для консервативной аудитории, предложив остальным «кроссовер повышенных возможностей».
АВТОВАЗ больше не наш?
Франко-японский альянс Renault-Nissan получил контроль над АВТОВАЗом ещё в 2014 году, постепенно увеличивая долю и всё больше интегрируя завод в глобальную систему производства. В Тольятти, например, выпускается несколько моделей Renault (Logan, Sandero), а нынешний генеральный директор Ив Каракатзанис — воспитанник «альянса». Отказ от двух знаковых для АВТОВАЗа платформ в пользу глобальных — ещё один шаг в этом направлении.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/54/36/58/5436584f7d36e0929233e758800d165f/656x557_1_f789a176e7eb7ae2504d9ea0ce4edfa2@727x617_0xWoFiBqx9_0643909857329319015.jpg.webp)
Могло ли быть по-другому? В теории, могло, например, одно время в СМИ циркулировала версия о том, что удачная платформа Lada Vesta станет основой для Logan нового поколения, но сейчас уже точно известно, что Dacia Logan III построена на той самой платформе CMF-B-LS, что прочат АВТОВАЗу.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/db/47/13/db471363e182c99afbaa0288bc1c22e6/656x383_1_d95d9466140384af07c04029a5f2843d@1200x700_0xrpYipF6J_0561981999508117902.jpg.webp)
Вероятно, сократится и инженерный потенциал АВТОВАЗа, который из автора новых платформ превращается, скорее, в их юзера. В этой области есть позитивные примеры, скажем, Renault Kaptur и Arkana сделаны по инициативе и силами российского офиса альянса (правда, в Москве, а не Тольятти). В любом случае речь идёт об адаптации уже существующих решений под российский рынок, а не создании чего-то радикально нового. Например, Kaptur — это помесь дизайна европейской модели Captur и платформы В0 в версии для Renault Duster.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/dc/ac/f9/dcacf9e570997566e7f9af84fc6f93dd/656x438_1_00096c8b05b50370647d930309b6de69@1280x853_0x93p5u9dg_4425548954731932982.jpg.webp)
Впрочем, это не столько проблема АВТОВАЗа, сколько общемировой тренд на сокращение видового разнообразия и всеобщую унификацию. К тому же, если оставить ностальгический патриотизм, сотрудничество с Renault-Nissan пошло АВТОВАЗу на пользу, и сегодня он в большей степени напоминает современный автозавод, чем 10 лет назад.
Но если выделять главный прорыв АВТОВАЗа с 2014 года, мы бы назвали выход новой Lada Vesta, а это всё же больше российская разработка (пусть и с заимствованиями). Но, похоже, этот подход не прижился, и АВТОВАЗ всё активнее превращается в российский филиал концерна Renault-Nissan со всеми плюсами и минусами этого подхода.
Как, по-вашему, изменился АВТОВАЗ за шесть лет с момента его покупки Renault-Nissan?
Кстати, своим успехом Lada Vesta во многом обязана бывшему президенту АВТОВАЗа, шведу Бу Андрессону, который не имел отношения к альянсу Renault-Nissan.
АВТОВАЗ активно переходит на импортные технологии, например, в прошлом году вместо проблемного робота Lada Vesta получила японский вариатор (тоже небезупречный).
А вот парадоксальное сравнение Lada Vesta с Toyota Camry: владелец ездит на них поочерёдно и считает, что «Лада» отнюдь неплоха.