RU76
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Ярославле

Погода+16°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +14

0 м/c,

758мм 45%
Подробнее
USD 90,99
EUR 98,78
Недвижимость Наталья Бибикова, руководитель управления Росреестра по Ярославской области: «Следуя духу времени и законодательству, мы пришли к необходимости изменения структуры»

Наталья Бибикова, руководитель управления Росреестра по Ярославской области: «Следуя духу времени и законодательству, мы пришли к необходимости изменения структуры»

Росреестр – ведомство большое и оказывает огромное количество государственных услуг. В управлении Росреестра хотя бы раз в жизни побывал каждый ярославец. Некоторую часть услуг службы стала выполнять Кадастровая палата. Новинкой стало и введение электронных сервисов. Как отразился на работе управления перевод услуг в электронный вид? Какие задачи ставит перед собой руководство? О важных для всех новостях прошлого и наступившего года в интервью Dom.76.ru рассказала руководитель управления Росреестра по Ярославской области Наталья Бибикова.

О сделках, сроках регистрации и ликвидации очередей

– Наблюдался ли в 2013 году рост зарегистрированных прав на недвижимость?

– Нет ни всплесков, ни резких падений. За 2013 год было принято почти 316 тысяч заявлений на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что на 4% ниже показателей 2012 года. Но зато в прошлом году существенно возросло количество сделок по долевому строительству – на 41%. Также, поскольку реализуется региональная программа стимулирования развития жилищного строительства на 2011-2015 годы, выполнены мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, таких, например, как ветераны ВОВ. На том же уровне остались обращения по приобретению жилья военнослужащим за счет целевого жилищного займа ипотечного кредита (даже на 5% больше). А расселение ветхого и аварийного жилья на 42% выше показателей 2012 года. В части регистрации прав по упрощенной схеме, «дачной амнистии» произошло серьезное уменьшение – падение составило 30%. Мы связываем это с тем, что, скорее всего, те, кто хотел воспользоваться этим правом, уже сделали это раньше.

– Что было флагманом работы управления в прошлом году?

– Деятельность управления по результатам 2013 года ознаменовалась выполнением указов президента, правительства РФ, направленных на улучшение качества предоставления услуг и на организацию работы федеральных структур. В первую очередь это, конечно, постановление РФ, которое утвердило дорожную карту и план развития системы регистрации кадастрового учета. В этом направлении мы двигаемся поэтапно. На сегодняшний день реализация запланированных дорожной картой мероприятий в части, касающейся деятельности управления, выполнена. Но существуют сложности: когда по объективным причинам не готовы какие-то информационные ресурсы или органы власти не готовы к взаимодействию. Что касается изменений законодательства, то были изменения, касающиеся отмены регистрации сделок. Это сняло определенную нагрузку, в том числе и финансовую (госпошлину за регистрацию сделки мы не берем).

– Говоря об улучшении качества предоставления услуг: удалось ли ликвидировать очереди?

– Сокращение очередей – первый важный пункт, касающийся дорожной карты в части улучшения качества предоставления услуг. Во-первых, у нас начала действовать автоматизированная система предоставления услуг. В управлении на ул. Толбухина, 64а установлены три терминала: на кадастровый учет, на выдачу информации о зарегистрированных правах и на регистрацию. Соответственно, принцип, когда гражданин приходит и может спокойно получить эту услугу, мы стараемся реализовывать через эту систему. Мы установили терминалы в марте, и работа в течение года показала, что людям это новшество нравится. Они получают талон, их вызывает автоматизированная система, и никаких претензий нет.

– Как обстоят дела с межведомственным документооборотом в вашем управлении? С какими органами власти вы сейчас осуществляете наиболее тесное сотрудничество?

– Что касается внутриведомственного взаимодействия, то у нас фактически налажено информационное взаимодействие с Кадастровой палатой. Если раньше гражданин должен был заказать дополнительно кадастровый паспорт, то на сегодняшний день он вправе обратиться с заявлением о регистрации прав, и мы обязаны в рамках информационного взаимодействия запросить документы, подтверждающие техническое описание объекта (кадастровый паспорт), что тоже сокращает время нахождения гражданина в органах, которые предоставляют эти услуги. Если говорить о взаимодействии между государственными структурами, то это направление тоже развивается. Мы запрашиваем в органах исполнительной власти документы, которые требуются для регистрации и не относятся к документам личного хранения (как, например, паспорт). Мы запрашиваем в ФМС выписку о составе семьи, о тех, кто проживает по данному адресу (этот документ требуется для регистрации перехода права на жилые помещения), запрашиваем документы, подтверждающие сдачу объекта в эксплуатацию, документы из любого органа муниципального образования, касающиеся подтверждения предоставления земельного участка, права собственности, отвода земельного участка. Причем сроки предоставления этих документов достаточно жесткие – в течение пяти дней. Но пока процесс идет достаточно вяло. Мы запрашиваем документы, а их то не находят, то долго присылают. Хотя департамент информационных ресурсов правительства области уверил нас, что даже в самых отдаленных районах имеются все как принимающие, так и передающие средства для электронного взаимодействия. Но пока ситуация сложная – данные передаются то по факсу, то по телефону. Будем в этом направлении работать.

– Как сократились сроки регистрации в прошлом году?

– С 1 октября 2013 года срок регистрации по РФ сократился до 18 календарных дней, но на территории Ярославской области мы оценили свои возможности и сократили срок до 12 календарных дней. Это достаточно серьезный шаг, особенно если учесть, что еще недавно срок было 30-дневным. К тому же есть категория дел, которые в силу закона регистрируются в течение пяти дней: ипотека, купля-продажа с кредитными договорами и т.д.

Об изменении структуры, МФЦ и будущем едином налоге

– Как изменилась структура регионального управления Росреестра в прошлом году?

– Следуя духу времени и законодательству, мы пришли к необходимости изменения структуры. В основном это коснулось города Ярославля. В области наши муниципальные отделы работаю так же, как и раньше. А в Ярославле было семь маленьких отделов, где было уже трудно организовать работу таким образом, чтобы гражданин мог прийти и сдать или получить документы. Мы организовали один общий отдел приема документов на Толбухина. Также мы создали отдел правовой экспертизы. Все документы по городу Ярославлю проверяются, анализируются, проводится правовая экспертиза. Мы не только механически объединили этот отдел: в изменении структуры есть еще одна особенность. Был создан отдел верификации и гармонизации базы данных. Дело в том, что весь 2013 год параллельно с выполнением всех постановлений и распоряжений мы выполняли очень большую работу, которая пока не видна для заявителя. Это сопоставление данных государственного кадастра недвижимости и государственного реестра прав.

– С чем это связано?

– Буквально через три недели, до 1 марта, управление должно предоставить в налоговую службу по Ярославской области информацию обо всех объектах недвижимого имущества, права на которые зарегистрированы, находящихся на территории региона. Эти сведения повлияют на расширение налогооблагаемой базы за счет выявления новых объектов налогообложения, потенциальных налогоплательщиков и создадут условия для введения единого налога на недвижимость. Это очень серьезная работа. На уровне Росреестра начиная с февраля-марта 2013 года на регулярной основе проводились селекторные совещания по два раза в месяц. Мы должны в полном объеме предоставить базу сведений по объектам. Приведу пример: на сегодняшний день по земельным участкам процент верификации (сопоставления) составляет 99%. Исключение составляют лесные участки, которые не облагаются налогом, межселенные территории, которые не идентифицировать. По объектам градостроительной деятельности (это дома, квартиры, все, что мы регистрируем по «дачной амнистии») планируемый процент составляет порядка 95%. В начале года было 8%.

– Планировалось, некоторые услуги областного управления Росреестра будет оказывать многофункциональный центр. Хватает ли у областного МФЦ мощностей для оперативной обработки поступающих обращений?

– Весь прошлый год был ознаменован и проведением совещаний, и проведением рабочих встреч, и участием в комиссиях, созданных на территории области, направленных на создание условий для работы МФЦ. С определенной долей сожаления скажу, что на сегодняшний день на территории Ярославской области услуги по госрегистрации и кадастровому учету МФЦ не предоставляет. Есть, конечно, объективные причины: в регионе МФЦ создан в прошлом году, в июне, он еще очень молодой. Но предоставление наших услуг в МФЦ для нас очень важно, поскольку сейчас идет последний этап сокращения штатной численности госслужащих. Мы уже получили документы, подтверждающие, что до 20 августа 2014 года мы должны будем представить новую штатную численность – на 40-50 человек меньше. Поэтому для нас очень важно, чтобы МФЦ начал работать.

– Почему этого не происходит?

– Мы предлагаем свои услуги по обучению сотрудников МФЦ (поскольку услуга достаточно сложная), формы взаимодействия на наших площадях, но пока мы не пришли к единому варианту соглашения. Здесь два момента: область говорит о том, что нет механизма возмещения затрат, которые субъект тратит на выполнение федеральных функций, и нет интегрированных каналов связи. Мы все принимаем в электронном ресурсе и поэтому не можем согласиться с вариантом, который предлагает МФЦ: принимать документы вручную и приносить нам их с курьером. Это нам не подходит, поскольку срок регистрации начинается с момента выдачи расписки, и все переезды курьера никак не урегулированы законодательством. Хотя буквально вчера было селекторное совещание по этому вопросу, и были жестко поставлены требования: выходить на губернаторов в регионах, где работа не ладится. К сожалению, на территории области пока такая ситуация.

О нотариальном эксперименте

– В прошлом году область попала в число регионов, где должен был проводиться эксперимент, во время которого в течение 2014 года в специально отобранных регионах будут оформлять жилье только через нотариуса. Ярославская область будет участвовать?

– В начале осени поступило поручение Росреестра: высказать позицию управления, касающуюся участия в эксперименте по оформлению сделок на территории Ярославской области тотально в нотариальной форме и последствий, которые это повлечет. В основном речь шла о взаимодействии нотариата и управления. Требовалось, чтобы это был электронный носитель, чтобы заявитель обращался только к нотариусу и не ходил по другим инстанциям. И, конечно, сроки. Необходимо, чтобы они были в рамках пяти дней. Наше управление, проанализировав все за и против, дало положительный ответ. Мы готовы участвовать в эксперименте в первую очередь для того, чтобы у граждан была альтернатива: оформлять документы либо в управлении Россреестра и чуть дешевле и дольше, либо у нотариуса – быстрее, но дороже. Но это процесс взаимодействия, поэтому нотариальная федеральная палата запросила мнение и Ярославской нотариальной палаты. Я участвовала в общем собрании нотариусов по этому вопросу. Мнения нотариусов разделились. Большинством голосов было принято решение отказаться от участия в эксперименте.

– Почему?

– Основные аргументы: отсутствие каналов связи и информационных возможностей. Не секрет, что пока нотариусы не имеют доступа ни к государственному реестру прав, ни к государственному кадастру недвижимости. Как они будут получать информацию, которая им требуется для сделки? У нас есть сведения о недееспособных, об опекаемых, об арестах, об ограничениях. Нет у них и описания объектов. Закон изменился, и сейчас обязательным приложением является не технический, а кадастровый паспорт. И это очень важно, потому что в документах, которые были изготовлены 3-5 лет назад, могут быть противоречия по отношению к сведениям, которые содержаться в кадастре. Видимо, нотариусы оценили свои силы, положение и ответственность и решили отказаться. Очень серьезный момент был связан с проведением правовой экспертизы.

– Ее должны были проводить нотариусы?

– Позиция Росреестра такова: если нотариусы готовы взять на себя ответственность за проведение правовой экспертизы, тогда мы тоже будем идти навстречу и предоставлять бонусы: сокращенные сроки, отсутствие очереди. Но система регистрации работает с 1997 года, уже почти 17 лет, и ярославские нотариусы немного отошли от заключения этих сделок. Хотя по муниципальным районам нотариусы очень активно удостоверяют сделки. Поэтому, наверное, мы все равно к этому придем, но позже.

Также, пользуясь случаем, хочу сказать, что изначально ни эксперимент, ни законодательство не предполагали ультимативного введения нотариальной формы сделки. В любом случае законодательство остается на позиции выбора: или это простая письменная форма, или нотариальная. Из-за того что прозвучала информация о том, что сделки будут оформляться только через нотариусов, в конце года у нас был ажиотаж. И так традиционно в конце года растет количество дел, а здесь люди испугались, и у нас получился очень большой вал. Если в день мы принимаем примерно 250 пакетов документов по Ярославлю, то в конце года мы принимали 470.

Также отмечу, что несмотря ни на какие соглашения, проекты или эксперименты с 1 февраля в силу закона вступили изменения, касающиеся срока регистрации сделок, которые нотариально удостоверены. Сейчас этот срок составляет пять дней.

О Кадастровой палате и кадастровых инженерах

– Как вы оцениваете качество работы Кадастровой палаты?

Наталья Кастусьевна Бибикова родилась 27 июня 1962 года в Ярославле. Окончила ЯрГУ по специальности «правоведение». Работала в Дзержинском отделе социального обеспечения, в Дзержинской прокуратуре Ярославля, в областном предприятии технической инвентаризации, государственном унитарном предприятии технической инвентаризации, учета недвижимости, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Занимала должности первого заместителя директора департамента государственной регистрации администрации Ярославской области. С мая 2002 года по декабрь 2004 года – заместитель директора учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ярославской области. С января 2005 года была заместителем руководителя управления Федеральной регистрационной службы по Ярославской области и заместителем руководителя регионального управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. В 2013 году возглавила управление Росреестра по Ярославской области.

– К сожалению, очень много нареканий поступает на деятельность Кадастровой палаты. С ее руководителем я серьезно разговаривала на тему того, чтобы они налаживали процесс выполнения своих функций. Ведь что происходит: мы сократили срок регистрации с 18 до 12 дней, а поскольку люди сдавали документы в Кадастровою палату, то и получать их должны там же. А они из-за очередей получают документы по несколько дней. При этом по дорожной карте на 2014-2015 годы Кадастровая палата должна принять на себя 50-60% приема документов, а мы должны сосредоточиться на правовой экспертизе.

– Кадастровые инженеры совершают много ошибок?

– В закон «О кадастре» было внесено много изменений. В основном они касаются требований к документам, которые должны готовить кадастровые инженеры для предоставления в Кадастровую палату. Документ, который подготовил кадастровый инженер, – это фактически «зеленый свет» для изготовления кадастрового паспорта. Большая ответственность на кадастровых инженерах: они должны прийти и своими глазами увидеть, что этот объект существует. Или что объект после реконструкции узаконен. Аккредитацию деятельности кадастровых инженеров осуществляем мы. Сейчас на территории области работает уже больше 200 специалистов. Очень много обращений поступает. Конечно, ответственность за ошибки существует. Но чтобы лишить лицензии, должно быть допущено не менее 10 ошибок. Кадастровый инженер всегда будет говорить, что виноват не он, а причиной ошибки стали неверные сведения в кадастровой карте или точки координат, например. Реально пока ни один кадастровый инженер к серьезной ответственности не был привлечен. Хотя жалоб достаточно. Когда люди заплатили 5-7 тысяч, вызвали кадастрового инженера и когда принесли документы в Кадастровую палату, получили отказ. Потому что пересеклись границы, или не тот участок, или не тот размер. Бывают вопиющие случаи, когда оказывается, что инженер вообще не приезжал на объект, а в документах отражено обратное. В 2014 году мы будем плотно заниматься решением этой проблемы. Обучающий семинар для кадастровых инженеров будет проведен в феврале. Я сама лично буду инициировать вопросы по прекращению деятельности кадастрового инженера, если будет доказана его ошибка.

– Какие проблемы случаются при формировании кадастровой карты?

– Точки координат земельных участков. Это наши границы – муниципальных районов, городов и т.д. Фактически со вступлением в силу закона «О кадастре» мы должны были перейти на единую 76-ю систему координат, но этого не произошло. Скажем, в Ярославле своя система координат, в Угличе – уже другая. Это неправильно. Участки накладываются друга на друга, они не ложатся в кадастровую карту. Была ситуация в Мышкине, когда фактически застопорилась межевая деятельность по городу. Администрация Мышкинского района не могла предоставить земельные участки многодетным семьям и другим категориям граждан, потому что не могли отмежевать. Точки координат не совпадали с кадастровой картой.

О борьбе с коррупцией и электронных услугах

– Какие шаги предпринимаются для борьбы с коррупцией в региональных управлениях Росреестра?

– Все категории должностей управления, вне зависимости от выполняемых функций, отнесены к должностям коррупционных рисков. На уровне Росреестра и на уровне управления разработан план противодействия коррупции. В июне проводилась расширенная коллегия с участием представителей прокуратуры, следственного комитета. В управлении действует комплексная система мер по противодействию коррупции: на стенде размещена информация для заявителя, где указывается, что гражданин имеет право получить услугу без дополнительных подарков. Плюс мы стараемся отделить чиновника от заявителя. Система СФЗ позволяет сделать ситуацию более объективной: человек пришел первым и взял талон. Не секрет, что в свое время у нашего управления стояла машина и торговали талонами. Но мы с этим работаем. Также у нас действует система видео- и звукозаписи, и госслужащие четко знают, что их работа контролируется. Система регистрации прозрачна, деятельность управления прозрачна! Действует телефон доверия. Есть общественная приемная. Если возникают какие-то ситуации, нужно сообщать. Мы это не замалчиваем, честь мундира в этом вопросе мы не защищаем. В 2011 году произошла неприятная история: начальник Угличского отдела была привлечена к уголовной ответственности за взятку.

– Как оцениваете востребованность электронных услуг?

– На уровне министерства экономического развития и на уровне Росреестра была доведена следующая информация: на сегодняшний день пока что не готовы каналы связи для того, чтобы реализовывать возможности сдать, получить документы в электронном виде. Какие-то шаги сделаны: всем регистраторам мы заказали электронно-цифровую подпись. Реестр прав, государственный кадастр тоже ведется в электронном виде. Но для того чтобы мы могли принимать и отправлять документы, требуется также, чтобы эти каналы связи были более устойчивые, масштабные.

Сейчас в электронном виде мы оказываем такие госуслуги, как предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, предоставление сведений, содержащихся в Едином госреестре прав на недвижимое имущество. Услуги по регистрации прав на недвижимое имущество оказывать в электронном виде пока нет возможности.

– Какие изменения ожидаются в 2014 году?

– Какие изменения могут коснуться гражданина? Работа в сфере пространственных данных. Сейчас и в реестре прав, и в государственном кадастре недвижимости через запятую идут земельный участок, дом, баня. Возникают трудности как при регистрации, при кадастровом учете, так и при налогообложении. Сейчас земля и строения на ней «живут» отдельно. Для того чтобы создать базу для единого налогообложения, в этом году мы должны будем соединить информацию: на этом земельном участке находится этот дом, и принадлежит он одному человеку.

Фото: Фото из архива редакции, видео Дмитрия ЧЕПИКА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем