— Я учительница истории, про Романовых всё знаю, потому и пришла на премьеру — посмотреть, проверить, — пожилая женщина на ряду позади меня озиралась, вытягивая шею. — Мест поближе нет?
Мест не было. Билеты на премьеру фильма Алексея Учителя «Матильда» 26 октября в киноклубе «Нефть» раскупили мгновенно. При том, что в других кинотеатрах города в залах было полно мест и билеты были на порядок дешевле. Но «Нефть» могла полыхнуть (в прямом смысле), а это будоражило. До премьеры киноклуб «горел» в новостях – у входа противники фильма подожгли мусорку.
Напомним, шум вокруг фильма начался после того, как против него выступила депутат Госдумы Наталья Поклонская. Она решила, что авторы картины очерняют святой образ императора и оскорбляют чувства верующих. История переросла в истерику. Против «Матильды» митинговали, создавали группы в соцсетях, даже в Ярославле собирались было помолиться в знак протеста да передумали. В общем, лучшей пиар-кампании нельзя и придумать.
Потому на сеанс пришла полиция. Полицейские в куртках и шапках заглядывали в зал. Перед тем, как потух свет, вышли.
— Усиленные меры безопасности! — объяснил директор кинотеатра Андрей Алексеев. — Днём приходила собака. И не одна. И будет приходить перед каждым показом.
Хотя, кажется, зря волновались. То ли пламя скандалов перестало подогревать интерес к фильму, то ли почитали первые отзывы из городов, где уже посмотрели, но публика была спокойна — и до, и после показа.
На премьеру пришёл бывший губернатор Ярославской области, член Совета Федерации Анатолий Лисицын.
— Надо обладать больной головой, чтобы увидеть в этом фильме оскорбление чувств верующих, — произнёс он после показа. — В образе Николая Второго показан пример верности долгу, пример чувства патриотизма. Долг у императора берёт верх над любовью.
На обсуждении после фильма высказался и Михаил Нянковский, заслуженный учитель школы РФ, директор книжного издательства «Академия 76». Высказался иронично.
— Драма не имеет никакого отношения к русской истории. Фильм не может оскорбить никого, кроме историков и любителей интеллектуального кино. То, что Николай Второй принял мученическую смерть, не означает, что он вёл праведную жизнь. Если бы Поклонская посмотрела этот фильм, она бы постеснялась поднимать такой шум, — заключил Нянковский.
В общем, досталось «Матильде». Или это предвзятая публика?
— Может, есть в зале кто-то, кто согласен с Поклонской, понимает ее негодование? — закинул вопрос в зал директор кинотеатра.
С заднего ряда поднялась женщина.
— А я её понимаю, — ответила сразу всему залу. — Николай показан как малодушный, слабохарактерный тип. А для Поклонской он - божество. Понятно, что её это задело.
На том и закончили. А всё-таки ужасно интересно было, что думает после просмотра та учительница истории, пришедшая на сеанс в исследовательских целях.
— Ну как вам? — обернулась я.
Кресло, где сидела учительница, уже было пустым.