Город Сергей Терех, директор департамента образования мэрии города Ярославля: «Проблема нехватки детсадов через три-пять лет перейдет в школы»

Сергей Терех, директор департамента образования мэрии города Ярославля: «Проблема нехватки детсадов через три-пять лет перейдет в школы»

Заканчиваются летние каникулы, скоро начнется учебный год. Образовательные учреждения в плане подготовительных работ уже вышли на финишную прямую. Подробнее о подготовке школ к новому учебному году, образовательных стандартах, нововведениях и кадровых вопросах в интервью 76.ru рассказал директор департамента образования мэрии Ярославля Сергей Терех.

Скоро начнется новый учебный год. А что, по вашему мнению, стало главным достижением и главной неудачей прошедшего учебного года?

– В целом прошедший учебный год можно охарактеризовать положительно. Он прошел достаточно успешно – как по результатам, так и в целом по всем направлениям. Что касается образовательного процесса: ребята неплохо справились с ЕГЭ, на сегодняшний день мы отмечаем достаточно большой процент поступивших в вузы. Причем не только ярославские, но и в ведущие вузы страны – МГУ, ЛГУ. Много бюджетных мест занято ребятами из Ярославля в местных вузах.

А что касается неудач?

– Были случаи, когда ребят удаляли с ЕГЭ по причине списывания и пользования мобильным телефоном. Такие случаи у нас были, они в рамках законодательства разбирались в государственной комиссии. Поэтому еще раз напоминаю ребятам и родителям: не надо пользоваться мобильными устройствами при сдаче ЕГЭ. Более того, министерство принимает решение видоизменить и сделать индивидуальные контрольно-измерительные приборы, которые уже невозможно будет тиражировать. Например, когда Дальний Восток сдал экзамен, в интернете были размещены варианты с решением, и регионы, которые находятся в других часовых поясах, могли воспользоваться этим. Поэтому как раз ученики и выходили в Интернет.

Скажите, пожалуйста, насколько хорошо школы области подготовлены к новому учебному году?

– Все школы города приняты государственной комиссией. Есть незначительные замечания, но все они исправляются в рабочем порядке. В этом году мы планируем открыть двери для более чем 5,5 тысяч первоклассников. Это больше, чем в предыдущие годы. Количество старшеклассников тоже увеличивается. Прирост составляет порядка 200 человек.

Вы сказали о том, приемка школ прошла успешно, однако известно, что многим образовательным учреждениям необходим капремонт. В скольких школах сделаны капремонты и скольким они требуются?

– Да, вы абсолютно правы. Я считаю, что десятки школ города Ярославля нуждаются в серьезных инвестициях, капитальном ремонте – начиная от сетей, которые уже не отвечают современным требованиям, и заканчивая эстетическими изменениями. В этом году в каждой школе и садике города был проведен ремонт. В четырех учреждениях удалось сделать ремонт кровель, в четырех школах открываем новые пищеблоки, спортивные площадки. Где-то делали косметический ремонт – восстанавливали кабинеты, меняли мебель и так далее. Каждой школы это коснулось. Муниципальному бюджету просто не потянуть миллиардные затраты на капитальный ремонт. Поэтому мы надеемся на областную программу модернизации образования и укрепления материально-технической базы. Программа основывается на федеральных средствах. Кроме того отмечу, что Ярославль нуждается в строительстве новых школ, также как и новых детсадов. Скажем, в микрорайонах новой застройки лицензионная квота образовательных учреждений составляет 58 тысяч. На сегодняшний день обучается чуть более 53 тысяч человек. Но, несмотря на это, в микрорайонах новой застройки мест уже не хватает. Очень уплотнены Дзержинский, Заволжский районы, Сокол.

Укомплектованность школ современным оборудованием – важный и актуальный вопрос. Как он решается?

– Безусловно, материально-техническая база наших учреждений – это проблема как садиков, так и школ. По этому поводу я шучу: финансирование образовательного процесса ведется из четырех бюджетов – федерального, регионального, муниципального и родительского. Сегодня нельзя отрицать, что родители вкладывают деньги в образование детей – не только в оплату труда репетиторов, но и в материальную базу. Но долго это не может продолжаться. Есть программы, в которых нужно участвовать, с софинасированием. Например, строительство детских садов. Вообще, по поручению президента это государственная задача – к 2016 году ликвидировать очереди в детские сады. Поэтому федерация целенаправленно дает региону сотни миллионов рублей на программу ликвидации очередности в дошкольных образовательных учреждениях. В следующем году начнутся проектные работы. Нужно включаться в программы регионального, федерального уровней и с софинансированием муниципальным бюджетом, потому что сегодня все финансирование строится на паритетных началах. Но когда мы построим детские сады, эти ребята придут в школы, а их не хватает. Уже сегодня эта проблема начинает давать о себе знать, а через три-пять лет она станет острой.

То есть классы уже сегодня перенасыщены или будут перенасыщены в ближайшие годы?

– Есть учреждения, есть классы, которые уже сегодня очень сильно уплотнены. Что греха таить, если учитель от Бога, то к нему стремятся попасть не только ученики по месту жительства, но и ребята из других районов. В классах в центре города порой учится по 33-35 человек. В то же время есть школы, которые сегодня не популярны и родители не хотят туда вести своих детей, поскольку там страдает качество образования. В частности, задача департамента – максимально стремиться к тому, чтобы ребенок в каждой муниципальной школе получал качественное образование. Но от человеческого фактора никуда не уйти. Одно дело федеральный стандарт, а другое – учитель от Бога, который дает качественные знания. И по сарафанному радио эта информация быстро передается. Очень сложно переубедить родителя какой-то статистической информацией о результатах той или иной школы, если они просто доверяют человеку, которого знают сами, когда видят результат. Это мнение превалирует. Поэтому есть классы переполненные, а есть недобор.

Один из «инструментов» подготовки школьника – качество преподавательского состава. Кадровая проблема остается такой же острой, как, например, два года назад?

– Не хватает учителей иностранных языков, физкультуры, ОБЖ, начальных классов. Большая, серьезная проблема с воспитателями в детских садах. Но ситуация меняется в первую очередь с точки зрения повышения заработной платы. На это влияет решение, которое было принято на уровне президента – доведение заработной платы педагогическим работникам до средней по экономике. Зарплаты неуклонно растут, появляются какие-то социальные гарантии. С другой стороны, для молодежи, которая закончила педагогические вузы, сегодня этот уровень заработной платы недостаточен. Молодежь хочет зарабатывать больше. Все понимают, что уровень зарплаты должен быть таким, чтобы можно было планировать свою жизнь, взять кредит на ипотеку, купить автомобиль. Социальные гарантии и социальный статус педагога необходимо повышать. Я думаю, это произойдет со временем. Сейчас, после повышения зарплаты педагогам, начался приток молодежи в отрасль.

Насколько эффективно, на ваш взгляд, современное педагогическое образование?

– Подготовка хорошая. Педвузы, в том числе ЯГПУ, дают хорошую теоретическую и практическую базу. Но не все студенты, которые заканчивают педвуз, приходят работать в школу. Однако если мы коснемся таких дисциплин как математика, филология – мы не всегда найдем вакансию. В то же время есть проблема стареющих кадров, но они обладают опытом. Человек, много лет проработавший в школе, владеющий методиками способен довести до ума любого ученика ту информацию, которая необходима. Молодежь пока этого опыта не имеет. Зато они имеют желание работать, долю авантюризма, амбиции – это тоже очень важно. Все взаимосвязано.

В новом учебном году школьников, учителей, систему образования ждут какие-то нововведения?

– Уже на протяжении третьего года действуют фгосы – федеральные государственные образовательные стандарты. В экспериментальном отношении ряд школ города Ярославля в этом году будут вводить федеральные стандарты второго поколения в пятых классах и экспериментально в старшем звене. Мы сейчас в экспериментальном режиме отработаем те же измерительные приборы и учебный комплекс для того, чтобы дальше ряд учреждений переходил на них. К любому экзамену можно подготовиться, даже психологически. Для этого нужен некий тренинг. Фгосы подразумевают мониторинг оценки знаний в форме ЕГЭ. Малышей мы начнем потихоньку приучать к этой форме сдачи экзамена. Также в новом учебном году внимание будет уделяться формирование портфолио учеников, комплексу ГТО, который развивается в нашем регионе. Ребята могут попробовать себя в спорте. В этом году мы сделали все возможное, чтобы каждая школа обеспечила своих учеников бесплатными учебниками (обеспеченность учебниками на 100%). Сохраняется бесплатное питание для начальной школы (на прежде уровне пока остается и цена завтрака 35 рублей). Родительская плата в детских садах также осталась без изменений.

Какие изменения ожидают школу в недалекой перспективе?

– С 1 сентября вступит в силу федеральный закон «Об образовании» в новой редакции. С января 2014 года финансирование образовательных программ и стандарты дошкольного образования перейдут на уровень региона. В ближайшем будущем будет достаточно серьезно рассматриваться вопрос о профильных классах. Патриотическому воспитанию будет уделяться большое внимание.

Фото: Видео Дмитрия ЧЕПИКА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем