Правительство Ярославской области решило ввести ряд льгот на оплату проезда в общественном транспорте, осуществляющем перевозки по пригородным и внутриобластным маршрутам.
Во многом решение властей связано с тем, что пассажиропоток на многих автобусных маршрутах сильно снизился, что делает перевозки на целом ряде направлений убыточными. Ситуация усугубляется тем, что правительство региона не может оставить отдаленные села, поселки без связи с районными центрами и другими районами области. Поэтому возить людей будут все равно, даже если придется гонять полупустые автобусы. Раньше убыточность перевозок в дальних районах хотя бы отчасти перекрывалась прибылью на популярных, раскрученных направлениях, в основном из близлежащих к Ярославлю населенных пунктов до областного центра, а также на московском направлении. Теперь же здесь конкуренцию государственным и муниципальным предприятиям составляют частники, а также пригородные электрички.
«Наша задача – вернуть пассажиров на общественный транспорт, предоставив им льготы», – считает руководитель агентства транспорта Ярославской области Александр Болтовнин.
Уже в мае льготы начнут действовать на автобусном маршруте №500, курсирующем между Ярославлем и Рыбинском. Дешевле станет ездить студентам, многодетным родителям и детям. Также в следующем месяце откроется новый маршрут: от Ростова до областной больницы в Ярославле, куда ездит много больных, не имеющих возможности получить лечение в другом месте. Понятно, что маршрут будет востребованным, в том числе и по материальным соображениям, ведь стоимость прямого переезда дешевле, чем с пересадкой. Правда, и это достаточно затратно для небогатых ростовчан, а будут ли льготы на этом маршруте, пока неизвестно.
В этом году весна была холодной и затяжной, но несмотря на это, для многих уже начался дачный сезон, что должно увеличить пригородный пассажиропоток. Но, похоже, и здесь частные перевозчики окажутся в приоритете. У них зачастую гибче расписание, они готовы останавливаться по требованию, стали популярны перевозки микроавтобусами, что сокращает время в пути и так далее.
«Мы готовы снижать цены, – рассказывает индивидуальный предприниматель Александр Гаршин. – Но, не всегда можем это сделать. С этого года значительно выросли налоговые отчисления, страховые выплаты, увеличиваются затраты на бензин и содержание машин. В то же время мы понимаем, что резкое повышение стоимости проезда ярославцам и особенно жителям маленьких городов и поселков не потянуть. Поэтому приходится держать тарифы относительно стабильными. При этом прибыльность бизнеса год от года снижается».
Возможно, как раз снижающаяся прибыльность бизнеса заставляет игроков рынка уходить в тень. Появилось немало тех, кто осуществляет перевозки неофициально. Стоимость билетов у них ниже, сервис лучше, а пассажиров не очень волнует, отчисляют владельцы налоги государству или нет. Нелегалы даже «предоставляют льготы», если автобус не заполнен. Есть только одно «но», всегда ли подобные поездки безопасны?!
И тем не менее пока «серые» перевозчики выигрывают в конкурентной борьбе, а пассажиры предпочитают передвигаться подешевле. И вводимые правительством льготы вряд ли решат эту проблему кардинально.