Бизнес Бизнес больше всего любит торговать

Бизнес больше всего любит торговать

Скажите мне, какой у вас бизнес, и я скажу, как у вас живут люди. Известную поговорку вполне можно было бы перефразировать и таким образом. Действительно, состояние деловой среды, уровень развития предприятий и организаций, уровень занятости населения...

Скажите мне, какой у вас бизнес, и я скажу, как у вас живут люди. Известную поговорку вполне можно было бы перефразировать и таким образом. Действительно, состояние деловой среды, уровень развития предприятий и организаций, уровень занятости населения, структура бизнеса – все это является условиями, определяющими не только экономические положение региона, но и уровень благосостояния его жителей.

Статистику многие считают лукавой наукой. И все же статистические данные наиболее точно характеризуют состояние бизнес-среды в Ярославской области, тем более, что выводятся они на основе официальной регистрации и статистической отчетности предприятий. Именно поэтому они позволяют посмотреть на предприятия глазами самих предприятий.

Статистический учет организаций и индивидуальных предпринимателей ведется с 1992 года. За эти годы экономика области претерпела большие изменения, серьезные коррективы внес и кризис. На сегодняшний день в крае зарегистрировано почти 45 600 организаций и 770 филиалов, отделений, представительств и т. д. Больше всего предприятий занято в сфере торговли. Их в области больше 16 тысяч, то есть они составляют более трети всех зарегистрированных юридических лиц. При этом подавляющее большинство реализуют продукты и товары оптом. Из общего числа предприятий только около трех тысяч – магазины, остальные – оптовики или же агенты, предлагающие опять же оптом продукцию известных фирм.

На втором месте с большим отрывом идут строители и риелторы. И тех, и других примерно в два раза меньше, чем торговцев. Большинство компаний в этой сфере универсалы – они занимаются строительством и продажей вторичного и строящегося жилья, строительством, арендой жилых и коммерческих помещений, услугами девелопмента. Значительно меньший сегмент на рынке – операции с приобретением коммерческой недвижимости в собственность. Тренд последнего времени – резко возросшее количество сделок с землей.

«Бронзовый призер» – количество предприятий еще практически в два раза ниже – производственные предприятия обрабатывающих отраслей промышленности. Среди них примерно поровну представителей лесной, пищевой промышленности, целлюлозно-бумажного производства и полиграфии. Довольно много фирм зарегистрировано в сфере предоставления коммунальных и бытовых услуг, в сельском хозяйстве, транспортных предприятий, предприятий связи.

Меньше всего предприятий в Ярославской области области занимаются добычей топливо-энергетических и полезных ископаемых, производством нефтепродуктов, а также производством обуви и изделий из кожи. В каждом из этих сегментов зарегистрировано всего лишь чуть больше 20 предприятий в каждом.

Безусловно, речь идет о количестве предприятий, а не об объемах производства, но и с этой точки зрения структура бизнеса интересна, так как характеризует предпочтения предпринимателей по видам деятельности.

«Структура бизнеса говорит о многом, – считает бизнес-аналитик Максим Орлов. – Перекос в сторону торговли говорит о слабой развитости производственного сектора, организаций инновационной направленности. Особенно это заметно в сегменте малых и средних предприятий. Крайне сжата сфера услуг, в том числе и туристических. А ведь Ярославль – жемчужина Золотого кольца России. В большинстве же развитых стран мира именно в сфере услуг процветает семейный бизнес. Этим сферам нужна особая поддержка властей. Их развитие поможет создать в крае прослойку среднего класса, увеличить объем потребления, что положительно повлияет на экономику в целом».

В последнее время заговорили об усилении во всем мире, и особенно в нашей стране, роли государственных предприятий и резком снижении предприятий частных. Связано это было с тем, что многие предприятия не пережили последний кризис. Для спасения гигантов, от которых напрямую зависит экономика страны государству пришлось делать крупные денежные вливания и входить в число в число собственников. Часть мелких, особенно в регионах – закрылась, перекроив картину бизнеса в пользу муниципальных и государственных предприятий.

Все эти явления до какой-то степени присутствовали и в Ярославском регионе в кризисные 2009-2010 годы, однако в гораздо меньшей степени, чем опасались экономисты. Посткризисный 2011 год и вовсе свел эти явления к нулю или, что точнее, почти до уровня статистической погрешности. Так, число предприятий государственной и муниципальной форм собственности увеличилось всего на 0,3 процента. В целом их число невелико и составляет всего семь процентов от общего числа предприятий. Всего один процент приходится на число юридических лиц смешанной, частно-государственной формы собственности. А процент частных предприятий по отношению к общему числу зарегистрированных даже вырос на 1 января 2012 года по сравнению с аналогичной датой год назад, правда, незначительно, на 0,7 процента.

Впрочем, кризисные явления все же видны и в Ярославской области. В большей степени они качаются процессов развития бизнес-среды. Так, в 2011-м было зарегистрировано даже несколько меньше новых предприятий, чем в кризисном 2010-м. А вот закрылось и было официально ликвидировано, напротив, в 1,8 раза предприятий больше.

Если не учитывать чиновничьи и военные организации, то самое большое количество государственников и муниципалов в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, а также производство газа, электроэнергии, горячей и холодной воды. Что касается производителей тепла и электроэнергии, водоканала и аналогичных предприятий, то они традиционно «висят» на муниципальном балансе. А вот с медицинскими учреждениями образовательными и культурными центрами – ситуация иная. Эти сегменты рынка в провинции пока не приносят значимых прибылей, рентабельность в этих отраслях низка, а сроки окупаемости весьма и весьма велики.

Подавляющее большинство предприятий имеют организационно-правовую форму обществ, хозяйственных или акционерных. Но сохранилось,видимо, еще с советских и перестроечных времен более тысячи потребительских кооперативов. Впрочем, сейчас подобная форма снова приобретает популярность, например, с сфере микрокредитования. Почти 8 тысяч организаций позиционируют себя, как некоммерческие, в том числе 2650 являются учреждениями.

«Количество предприятий в целом, большое число частных предприятий в области не могут не радовать, – говорит инвест-аналитик Алина Панаева. – Но вот отсутствие вновь регистрируемых юрлиц – момент неприятный. Это значит, что молодежь не хочет идти в предприниматели, занятие бизнесом больше не является таким уж престижным занятием. А между тем именно развитие предпринимательства должно стать едва ли не главным средством борьбы с бедностью в нашей стране».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем