Ярославский специалист Сергей Константинович Шляпников был назначен на пост главного тренера мужской сборной России по волейболу. О своих планах на будущее, новой работе и развитии волейбола в Ярославле Сергей Константинович рассказал на пресс-конференции, посвященной такому знаковому событию для ярославского спорта.
Начало работы в сборной
– К работе главного тренера я уже приступил, и, должен сказать, что здесь уже сделано немало, – начал с места в карьер Сергей Шляпников. – Сейчас я курирую все мужские сборные, создана хорошая вертикаль, которая позволяет мобильно работать со всеми возрастами. Главная задача, которая стоит перед тренерами сейчас, это правильно распределить игроков всех возрастов, всех шести сборных, чтобы у всех была возможность поиграть и зарекомендовать себя.
Всего существует шесть мужских сборных России: до 16, 18, 20, 23 лет, студенческая команда для универсиады и взрослая команда.
– Сейчас мы начали формировать новую команду, обзванивать игроков и тренеров клубов, – продолжает ярославский специалист. – Ситуация в плане функционального состояния команды не самая здоровая. Многие волейболисты четыре года готовились к Олимпиаде в Бразилии, сейчас еще плюс год чемпионата страны, получается у них пять лет игры без перерыва. Накладывается усталость, моральное состояние, травмы.
Договоренности о том, что буду тренировать до Олимпиады нет
– Я к этому посту шел достаточно давно, – продолжает Сергей Константинович. – Ничего нового в работе тренера сборной для меня нет. Забрался на ту вершину, о которой мечтает любой тренер, это очень почетно и ответственно. Как тренер я уже тренировал юношескую и молодежную сборную, и вот теперь взрослая команда. Договоренностей о том, что я буду тренировать сборную до Олимпиады нет, есть контракт по системе 2+2 и он будет зависеть приоритетно от результатов команды на чемпионате мира 2018 года. От сборной России всегда ждут только побед и мы будем работать над этим.
Планы сборной на год
В этом году мы играем на трех крупных турнирах, это отбор к чемпионату мира 2018 года, мировая лига и чемпионат Европы, – рассказывает о планах на ближайшее время Сергей Шляпников. – Времени на подготовку и на работу практически нет. Представьте себе, для подготовки к отбору на чемпионат мира, у нас есть время всего для семи тренировок! Ситуация непростая, потому что в двух из трех турнирах перед нами стоят максимальные задачи. Проявить себя как тренера будет сложно, в этом плане главная задача правильно подобрать высококлассных и перспективных игроков, которые дадут максимальный результат. Никаких экспериментов на чемпионате мира и Европы мы делать не будем. Результат здесь важнее всего.
Чемпионат мира 2022 года может пройти в Ярославле
– Из ярославских чиновников, в том числе и спортивных, с назначением на пост тренера сборной меня не поздравил никто. Вообще, – многозначительно отмечает главный тренер сборной. – Знаете, у любой профессиональной команды должен быть план. Вот у нашей сборной есть определенный план на четыре года вперед, состав, инфраструктура, задачи, что и как будем использовать, а у «Ярославича» что? Диалога с властью у нас можно сказать, что нет. Неясны перспективы клуба. Я надеюсь губернатор найдет время для того, чтобы встретиться с командой. Важно понять что будет дальше. Вот выйдет «Ярославич» в суперлигу, что дальше? Или не выйдет и что тогда? Клуб не может стоять на месте, он или развивается или нет. Я хочу, чтобы он развивался.
Сергей Шляпников в 1988 году создал при нефтеперерабатывающем заводе команду «Нефтяник», которая с 2007 года переименована в «Ярославич».
– Поймите, чемпионат мира 2022 года никто не отменял, я думаю, что один из его этапов мы вполне могли бы провести в Ярославле, – говорит Сергей Константинович. – Федерации известен наш регион. Есть договоренности со строительством большого волейбольного дворца в Ярославле и федерация готова его оплатить 50/50, почему власти не ухватиться за это? Ведь у нас есть не только хоккей и футбол. Нет, я не против других видов спорта, только за, но ведь мы можем сделать огромное дело за не такие и большие деньги.
– Из Ярославля вышла целая плеяда олимпийских чемпионов, «Ярославич» ведь в еврокубках обыгрывал «Модену» в своё время, на нашем паркете играли и Мусэрский и Тетюхин. На них приходили смотреть сотни людей, – вспоминает Сергей Шляпников. – Почему, если вот захотели сделать баскетбольную команду, то ей и зал в центре города сделали, и табло, и паркет, и всё, с нуля. А «Ярославич» всё делал за свои деньги. В свое время к нам не перешел олимпийский чемпион Гарднер только из-за того, что ему не понравился наш паркет. Вот дотационная Кострома строит сразу два волейбольных зала, в Белгороде нашли инвестора, который строит сразу десятитысячный волейбольный дворец, в Кемерово Тулеев построил за девять месяцев огромный зал, чем Ярославль то хуже?
Сейчас волейбольный клуб «Ярославич» идет на третьем месте в таблице Высшей лиги «А», борясь за путевку в Суперлигу.
Перспективы у Ярославского волейбола есть и будут всегда. Да, они сейчас завуалированы, но мы будем стараться сделать все, чтобы они реализовались. Нынешнее руководство области и города имеет амбиции, большие связи и возможности, и мы на это надеемся.
О пользе санкций
– Кризис и затем санкции изменили не только политику, но и российский волейбол, – считает новоиспеченный рулевой российской сборной. – Из него ушли космические зарплаты и много легионеров. Если первые четыре-пять команд еще держат уровень, то остальные логично решили начать избавляться от дорогостоящих легионеров и дать поиграть своим.
И это хорошо, молодежи дали шанс и она его использует. Те же Волков и Клюка стали игроками сборной, потому что из Факела ушли легионеры. Эти санкции пойдут нам на пользу и через год-два-три мы увидим расцвет нового поколения нашего волейбола. И для нашего региона большая честь, что он представлен в сборной сразу несколькими своими воспитанниками.
Иностранные специалисты и большие деньги распустили некоторых игроков. Я знаю такие случаи, когда игрокам сборной разрешали не ходить на утренние пробежки или когда они могли запросто потребовать сменить тренера в клубе, потому что их не устраивали большие нагрузки. Такие игры в демократию не всегда правильны, хотя конечно слышать игроков нужно. Я тренирую всех по советской системе, где человека если разбудить в пять утра, он все равно сделает тот иной спортивный элемент. Нужны объемы. Ведь как ты будешь играть в той же Бразилии или, например, Новосибирске, где разница четыре часа и больше. Организм же там не понимает, что тебе играть надо, ему спать охота. Мы обязаны быть на голову сильнее остальных в подготовке, чтобы побеждать самых сильных соперников.