Семья истории Яжматери зря считают себя пупом земли: как живёт мама, в одиночку воспитывающая шесть детей

Яжматери зря считают себя пупом земли: как живёт мама, в одиночку воспитывающая шесть детей

Татьяна Титова из Ярославля рассказала о радостях и трудностях многодетных семей

Татьяна и трое ее младших детей

Татьяна Титова — мама шестерых детей. У нее пятеро мальчишек и одна девочка. Трое детей от одного брака, трое — от второго. Самому старшему в декабре исполнилось 26 лет. Он отслужил в Президентском полку, работает программистом. Сейчас живет отдельно. Второй учится на втором курсе военного училища. Ему 19 лет. Еще трое детей школьного возраста. Самый маленький сынишка, которому всего четыре года, ходит в садик.

О том, как Татьяне одной, без мужа и без работы удается содержать такое семейство, оплачивать обучение, водить детей в кружки и секции, и при этом не забывать о собственном развитии, читайте в нашем материале. Заодно мы узнали, что отвечает многодетная мать тем, кто считает, что не нужно рожать столько детей. И как сама Татьяна оценивает феномен «яжматерей».

«Вспомните о моих детях на пенсии!»


— К многодетным семьям часто относятся скептически. Еще во времена СССР их часто приравнивали к маргинальным — считали, что родители в них либо пьющие, либо лентяи, которым больше нечем заняться, кроме как детей клепать. И сейчас отношение особо не поменялось. Мне часто задают вопрос: «Зачем вам столько детей?» Как будто я их рожала, чтобы как-то воспользоваться их наличием.

Я никогда не задумывалась, сколько у меня будет детей. Но я воспитана в семье, где развод считался чем-то плохим. Поэтому в первом браке я была примерной женой. Ну, а какая примерная жена без кучи детей? С первым мужем у нас родились три мальчика. Причем, третий сын родился, когда у нас с супругом дело шло к разводу. Честно скажу, меня отговаривали его рожать. Я не послушала — и правильно сделала. Теперь он мой помощник и защитник. И последний сын примерно при таких же обстоятельствах родился. Зато в старости мне будет помощь.

На самом деле, это, наверное, идет от того, что я ценю жизнь во всех ее проявлениях. Ни о каких абортах и речи не могло идти. Тем, кто меня осуждает, обычно отвечаю, что ращу шесть налогоплательщиков. Именно мои дети будут платить вам пенсию. То есть я выращиваю вашу благополучную старость.

«Получаю от государства 1670 рублей в месяц»


— Я сама врач, мануальный терапевт. Работала в частной клинике. Меня там устраивал гибкий график — я могла работать по полдня, и поэтому успевала забирать детей из школы, отвозить в кружки. Но там произошел рейдерский захват, клиника закрылась. Так что уже несколько месяцев я безработная. Ищу работу, стою на бирже труда. Там мне выплачивают небольшое пособие. Еще получаю алименты, которые второй муж был вынужден платить после долгих судебных тяжб и грамотной помощи судебных приставов.

Считают, что мне государство много платит. На это я могу сказать, что я являюсь многодетной, малоимущей матерью. Получаю только детские пособия. На четверых несовершеннолетних выходит 1670 рублей в месяц — на всех вместе. Вот это помощь от государства. Еще есть компенсация за детский сад, право на которую я обязана подтверждать каждые три месяца кучей справок. Так как у меня два расторгнутых брака и бывшие мужья живут один в Ульяновске, другой в Швейцарии, получение этих справок о доходах, алиментах для меня очень проблематично. Надо звонить судебным приставам, чтобы они выслали документы почтой. Часто справки опаздывают. Сбор этих документов очень усложняет жизнь многодетных семей.

Старший сын Татьяны (справа) уже отслужил в Президентском полку, сейчас работает и помогает маме. Второй по возрасту как раз сейчас учится в военном училище

«По утрам у нас час пик»


— Мои дети ходят на шахматы, синхронное плавание, танцы, в музыкальную школу, рисуют мультики. Помощи ни от кого, чтобы отвезти их в кружок или забрать, нет. Дети всегда со мной. Моя мама находится в Калининграде. В Ярославле живут родители второго мужа. Они иногда берут детей к себе, но не часто.

Конечно, трудно управляться с таким количеством детей. Особенно утром, когда трое одеваются в школу, а один в садик. Сама я встаю где-то в 6 часов, детей около семи бужу. У нас туалет с ванной совмещены. Сначала я маленьких умываю, потом старшие заходят. Завтракаем, одеваемся. Я веду младшего в садик, а старшие в гимназию уходят.

Была машина — с ней проще. Но сейчас она сломалась, не на ходу. Старший сын обещал нанять эвакуатор, чтобы отвезти ее в ремонт.

В бытовом плане самое трудное — это уборка. У нас живет несколько кошек, которых мы подобрали на улице — просто не смогли пройти мимо. А кошки — это шерсть. Каждый день прибираюсь, часто не по одному разу пол протираю. Еще очень много стирки. Причем, проблема даже не постирать, а высушить, перегладить, разложить все по ящикам. Это отбирает много времени, в том числе и ото сна.

«В очереди на улучшение жилищных условий я в пятой сотне»


— С первым мужем я жила в Калининградской области. В 2008 году мы развелись, и я снова засобиралась замуж. Второй муж был из Ярославля. Свою квартиру в Калининграде я продала недорого, но в 2008 году произошел дефолт, кризис в стране. Деньги были потрачены на переезд, обустройство в Ярославле. Со вторым мужем мы жили на съемных квартирах.

«Двушку», в которой мы обосновались сейчас, взял для нас в ипотеку старший сын. Вместе с ним выплачиваем кредит. Еще восемь лет платить.

А вообще я стою в очереди на улучшение жилищных условий. В прошлом году была 483-я. Так что не надеюсь чего-то дождаться. Еще у меня есть мечта — построить свой дом. Для многодетных семей землю бесплатно должны давать в собственность. Но, как правило, выделяют ее в таких местах, куда транспорт не ходит, где нет дорог и электричества. Поэтому я нашла участок сама — в Ярославском районе. Взяла его в аренду. Там хороший подъезд, транспорт ходит, есть газ, электричество. Поставила вагончик. Но через некоторое время оказалось, что у участка, который мне выделила местная администрация, есть хозяева. В итоге после судебных тяжб, участок у меня забрали. Никто расходы мне не возместил. Надо на КУМИ подавать в суд, но у меня на это нет ни денег, ни времени, ни моральных сил. Мне надо детей воспитывать. В итоге я увезла свой вагончик на другой участок, который взяла с аукциона на общих основаниях.

Татьяна призналась, что всегда мечтала о дочке. Мечта исполнилась с четвертой попытки

«Ращу патриотов»


— Мои дети учатся в православной гимназии. Она частная, платная. Выбрали ее, потому что, во-первых, мы семья верующая, а во-вторых, я считаю, что в обычной школе эмоциональная нагрузка на детей очень большая. Там много людей, постоянный шум. От этого дети устают. Здесь классы в начальной школе по 15 человек. За ними смотрят двое взрослых — педагог и воспитатель. Педагог ведет уроки, а воспитатель водит в трапезную, на занятия, гулять в группе продленного дня, занимается с ними подготовкой к праздникам. Дети здесь спокойные. Они учатся, а не занимаются ерундой.

Я сама детей знакомлю с русской культурой, с основами православия. Считаю, что знать истоки своей культуры нужно каждому русскому человеку. Я все равно люблю свою страну, и мои дети любят. Старший служил в Президентском полку, второй тоже сейчас — в военном училище. Должен же кто-то защищать и нашу культуру, и меня, и детей, и соседей.

Что помогает не свариться в кастрюле быта


— Так как я одна воспитываю детей, приходится очень много брать на себя, все держать под контролем. Но я же все-таки женщина. Мне хочется и собой заниматься. Вот выбрала балет. Раньше танцами никогда не занималась. Но некоторое время назад у меня была травма позвоночника, поэтому пришлось взяться за физические упражнения. Сама освоила профессию тренера по альфа-гравити. Это такой комплекс упражнений на специальном веревочном тренажере. Он очень полезен для позвоночника, тренирует координацию движений, вестибулярный аппарат.

Так как у меня ограниченное количество денег, то для детей мы выбираем в основном бесплатные кружки. А там, где занятия платные, стараюсь договориться с руководителями о выделении квоты или о скидке. В православной гимназии тоже есть скидки многодетным малообеспеченным семьями, тем более при обучении сразу троих детей. И на балет я хожу бесплатно — по договоренности с тренером.

Чтобы не впадать в регресс, надо заставлять себя развиваться и умственно, и физически. Я веду общественную работу, являюсь членом правления общественной организации «Многодетные семьи Ярославской области», меня периодически назначают куратором каких-то семей. Мы ищем спонсоров, которые могли бы помочь многодетным семьям с подарками на праздники, билетами на елки. Устраиваем заседания женского клуба многодетных мам, к нам приходят психологи и другие спикеры. Благодаря таким занятиям женщины начинают ощущать себя женщинами, а не ломовыми лошадьми. Такие вещи много значат. Это и мне самой помогает не свариться в этой большой кастрюле быта.

Эти двое веселых пацанов — самые младшие в семье

Про яжматерей


— Я сама очень не люблю, когда мне мешают чужие дети, и не позволяю моим детям кому-то мешать — шуметь, занимать чужое место. Приучаю их уважать старших, всегда здороваться, спрашивать разрешения. Словосочетание «яжмать» никогда не использую. Считаю, это вредит и женщинам, и их детям. Потом такие женщины жалуются, что они все вложили в ребенка, а он ничего не отдает. А он отдает — то, что ты в него и вложила. «Яжматери» считают себя пупом земли, а остальные якобы рождены, чтобы служить им. «Вот я нарожала, а вы мне дайте». Думаю, такое потребительское отношение из их семей идет. Может, это последствие гиперопеки какой-то, когда все с ребенком носятся. А потом такие дети вырастают, и тоже становятся «яжматерями».

Если бы президент у вас спросил, что нужно многодетным семьям


— Самая большая потребность у многодетных семей — жилье, транспорт. У меня машина есть, но она часто ломается. И мне физически трудно везде успевать. Неплохо было бы, чтобы дополнительное образование для детей было бесплатным. Еще попросила бы у президента гибкий график работы для многодетных мам. Многим женщинам скучно сидеть дома, перебирать вещи, готовить и прибираться. Они хотят работать. Я хочу работать. Я состоялась как профессионал, у меня большой опыт, и я хочу отдавать это людям. Но нет возможности. Еще есть проблема с доступностью лечения в санаториях для детей с проблемами со здоровьем. Даже собрать документы для санатория сложно. Ну, и алиментщикам надо запретить выезжать за границу через Армению, Азербайджан, Белоруссию. Многие знают, что такие лазейки существуют. Их надо устранить. А с остальным мы и сами справимся.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем